Знаменитый русский певец Ф.И. Шаляпин с восторгом писал о русских купцах, которые накопили чудесные сокровища искусства, создали галереи и первоклассные театры, настроили больниц и приютов на всю Москву. По словам Шаляпина, объездившего весь мир и побывавшего в богатейших домах Америки и Европы, такого размаха благотворительности не было нигде в мире.
Купеческие династии Морозовых, Мамонтовых, Щукиных, Прохоровых, Рябушинских, Бахрушиных, Найденовых и многие другие соревновались в бескорыстном служении России. Такая благотворительная деятельность изумляет и духовно обогащает каждого прикоснувшегося к ней.
Сегодня я побывала на Трёхгорной мануфактуре. Теперь это рестораны, офисы, галереи.
Но я хочу рассказать о Тимофее Васильевиче Прохорове (1797-1854).
Владелец трехгорной мануфактуры, одной из самых больших фабрик по выпуску ситца.
Известная старообрядческая семья вошла в историю благодаря основанию в 1799 году Трехгорной мануфактуры. Постепенно мануфактура превратилась в целый промышленный город, стала одной из лучших фабрик Европы.
Знаменитые рисунки прохоровских ситцев были известны всему миру. Как заметил Рябушинский: «родовые фабрики для купцов были для нас как родовые замки для рыцарей».
Тимофей Васильевич был не только фабрикантом, но и благотворителем. При его фабрике были больницы, школы, театр, библиотека, богадельни, несколько ремесленных училищ.
Прохоров считал, что благотворительность должна быть целесообразна и серьезна. В основу своей боготворительной деятельности он взял фразу философа Лейбница «Преобразование человеческого рода начинается с преобразования молодого поколения.»
Поэтому впервые в России в 1816 году Прохоров решает организовать первую профессиональную школу для детей рабочих. Он взял на себя все расходы по содержанию и обучению учеников. Обучение, одежда, питание все было бесплатно для учащихся. В школе не существовало единого времени обучения, все зависело от способности ученика. Изучали чистописание, чтение, Закон Божий, рисование, резьбу по дереву, резьбу по металлу. Прохоров каждый день заходил в школу и следил как проходит обучение. Он остался доволен своей школой и решил основать первое в Москве технологическое училище.
Для этого он поехал в Германию. Он посещал там народные школы, университеты, музеи, и всюду старался найти то, что можно применить в России.
Вернувшись в Россию в 1832 году, он основал с братом школу-фабрику. Это было совершенно новое для того времени заведение. Дети учились ремеслу и изучали общеобразовательные предметы.
Но видно для того времени его идеи были слишком новые, ни купечество, ни государство его проект не поддержали. Тогда Тимофей Васильевич на свои деньги покупает здание и открывает первые классы. Это было что-то вроде интерната, дети там и учились, и спали. Там же жили и мастера. Был огромный зал, где можно было всем собраться, обсуждать, читать. Уже в первый год Прохоров набрал 50 учеников.
Образование было построено по-новому, умственный труд чередовался с физическим. Два-три часа на арифметику, русский язык, чистописание и рисование, а затем 2-3 часа работа по дереву, металлу, изучение современных станков.
Если кто-то из учеников хотел поступать в высшее учебное заведение Прохоров нанимал репетиторов по немецкому, музыке, математике и др. предметам. За особые заслуги дети получали стипендию 200 рублей в год. В то время как квалифицированный рабочий получал 100 рублей в год.
Через 6 лет на его фабриках работали только выпускники его ремесленных школ. Конечно это сказывалось на производительности его фабрик. Такие взаимоотношения в 19 веке между хозяином фабрикантом и рабочими были большой редкостью.
Рабочие его вспоминали с большим теплом, Прохоров не любил праздности, сам много работал, избегал роскоши и был очень бережливым.