Найти тему
Катехизис и Катарсис

Инквизиция была не так ужасна, как о ней думают

Продолжим разбираться с заблуждениями и мифами насчёт Инквизиции. Поговорим теперь о других важных вещах: кем были жертвы, почему получалось именно так... и, кстати, что там с притеснениями науки и сжиганием книг? По порядку.

Состав жертв по эпохам и регионам, на самом деле, крайне неоднороден.

С одной стороны, массовое преследование тех же катаров во Франции XIII-XIV веков, это классический случай уничтожения именно еретиков. О причинах подобного мы уже говорили ранее: да, современному человеку понять это сложно, но факты таковы, каковы они есть. Фанатизм двигал отдельными исполнителями, но глубинная причина - в самой ментальности людей эпохи, в их общественном строе. Франция всегда была проблемным регионом в религиозном вопросе: тут ещё предстоит воевать с гугенотами...

С другой, пресловутая испанская Инквизиция - кардинально иная картина. Здесь почти нет еретиков, и ведьмы никому не интересны, но зато завершается Реконкиста. Итог? Истребление, ограбление, изгнание, насильственное обращение в христианство огромного числа евреев и мусульман. А затем - поиск неблагонадёжных (или недоограбленных) среди обращённых. Торквемада мыслил практически, занимаясь искоренением почвы для новых восстаний мусульман (почти решил проблему), и пополнением казны за счёт активов иудеев (тут уж успех был огромен). В итоге, войны Испании этой эпохи будут напрямую, открыто финансироваться через Инквизицию, то есть - увы, из кармана инакомыслящих.

Евреев инквизиторы притесняли вообще повсюду, поскольку это было материально выгодно как церкви, так и мирским властям - вот уж тут они находили полное согласие. Генрих Крамер, будущий автор "Молота ведьм", карьеру инквизитора в Италии тоже начал именно с иудеев. Люди иной веры, прямо отрицающие то представление об Иисусе, что имелось у христиан... да ещё и, зачастую, зажиточные. К сожалению, цели одновременно более привлекательной, и более удобной, просто не было.

С третьей стороны, основная масса жертв "охоты на ведьм" пришлась на Германию, отчасти Францию с Англией, и северную Европу. Как нетрудно заметить, многие из этих территорий никакого отношения к Ватикану, а следовательно Инквизиции, уже и не имели, кстати.

В общем, ситуация неоднозначная. Вывод простой: инквизиторы были очень разными людьми, с очень разными целями. От ревнителей веры вроде последователей Святого Доминика, к государственным "серым кардиналам" вроде Торквемады, до откровенных маньяков и психопатов типа Крамера.

Отдельно надо сказать о науке.

Во-первых, образ массового сжигания книг в основном (не полностью, но) создан именно испанской Инквизицией. Там это действительно имело широкий размах. Вот только жгли вовсе не научные труды, а Тору, Коран, и тому подобное.

Во-вторых, систематическим притеснением науки Инквизиция вообще не занималась по простой причине: её не могло интересовать то, что не связано с самим по себе богословием. А богословие - как раз одна из наук, преподаваемых в любом средневековом университете. Они, кстати, появились в XI веке, и было их к моменту расцвета Инквизиции немало - в Италии, Франции, Англии, Германии. Якоб Шпренгер, соавтор Крамера по "Молоту ведьм", сам преподавал в Кёльнском университете.

Без сомнения, пример Галилея ярок, но не так прост, как в школьном учебнике. Пострадал он не столько за само по себе учение, сколько за методы его продвижения, и из-за ряда личных конфликтов с влиятельными людьми. Джордано Бруно тоже, как известно, казнили именно за его богословскую ересь, а не за симпатии к учению Коперника (которое в его философии, кстати, занимает ничтожное место).

Впрочем, отрицать того, что деятельность Инквизиции учёным временами мешала, нельзя. Вот только масштабы этих помех в массовом сознании раздуты непомерно.

Конечно, тот же гелиоцентризм духовенство, как правило, раздражал. Но выражалось это в диспутах, играх вокруг печати книг и университетских должностей. Но вовсе не в судебных процессах и кострах, за некоторыми исключениями.

На самом деле, решай церковь спорные вопросы преимущественно силовыми методами - Мартин Лютер не добрался бы до Лейпцигского диспута, а был бы немедленно осуждён за свои "95 тезисов" 1517 года. Нужно понимать: теология рассматривалась в Средние века, именно как полноценная наука, наравне с прочими. Типичным для средневекового университета было разделение на "семь свободных искусств" для младших школяров, и последующие за этой ступенью факультеты - медицины, юриспруденции и богословия. Таким образом, богослов по определению являлся человеком, уже изучившим основные научные дисциплины.

это шутка!
это шутка!

Словом, вопрос о противопоставлении католической церкви и науки никоим образом не стоял. Равно не существовало и тенденции репрессировать любых "несогласных". Хотя имели место случаи и того, и другого... но их нельзя вывести в некие общие парадигмы. Каждый существенный пример есть тема для отдельного разговора.

Не устаю напоминать, что Средневековье вообще было крайне разнообразным. Около 1000 лет на огромной территории, причём очень неоднородной по всем показателям... бывало всякое.

Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей!