Сколько себя помню, сказочный Крым неизменно был для меня источником радости и вдохновения. Уже при сборах в поездку на полуостров мной, как правило, овладевало предвкушение свежих эмоций и приятных сюрпризов. Изначальный импульс для подобного восприятия я приобрел еще в детстве, во время первого путешествия к берегам Тавриды. Именно тогда произошло долгожданное знакомство с ласковым Понтом Эвксинским, с экзотикой южной природы и приветливыми крымчанами. Под чутким маминым руководством, в прошлом спортсменки-разрядницы, я тогда же научился держаться на воде, а затем и плавать. Прежние попытки отца на эту тему заканчивались для испытуемого плачевно. Старый казачий способ - забрасывание с лодки в воды батюшки-Дона- увы, не сработал. Отчаянно пробултыхавшись и порядком нахлебавшись воды, я обреченно шел ко дну, после чего страх перед водной бездной надолго поселился в сознании шестилетнего пацаненка. И лишь ласковая морская купель в сочетании с чутким маминым тренингом сотворили волшебство. А как не принять за чудо то, что бабушка Настя, у которой мы гостили в Евпатории, предсказала мне, тогда еще школьнику без определенных планов на будущее, гастрольный тур по городам Крыма? Отрадно, что , когда через много лет пророчество в точности сбылось, домашняя «ясновидица» успела убедиться в правоте своих слов.
Самые разнообразные дела да случаи в дальнейшем приводили меня на благословенную землю Крыма : участие в археологической экспедиции после девятого класса и съемки в картине «Принцесса на горошине»(1976), гастроли московского Нового драматического театра и снова съемки, теперь уже в к/ф «Русь изначальная»(1985), отдых с семьей в пансионате «Актер» (Мисхор, 1987) и Международный театральный фестивале в Ялте «Чеховские сезоны» (2005г). И о каждом событии сохранились самые яркие и теплые воспоминания.
Раскопки скифского городища и некрополя в устье реки Альмы (1969) запомнились своими древними находками и увлекательными рассказами об исторических событиях тех лет.
Незабываемые первые гастроли Нового театра, созданного на базе нашего выпуска 1975-го года…
Их торжественное открытие в Севастополе, затем переезд в Ялту и Феодосию. И завершение в Евпатории. К этому городу всегда было особое отношение. Именно здесь происходили события, описанные в повести Бориса Балтера «До свидания, мальчики!». Спектакль с таким названием, поставленный С.Л. Штейном в Народном театре ЗИЛа, заставил на всю жизнь влюбиться в героев этого романтического произведения. С книгой в руках я бродил по городу в поисках описанных автором мест.
Помимо прочего, в краеведческом музее Евпатории хранятся личные вещи и документы активного участника Гражданской войны, Владимира Георгиевича Волина. Это младший брат моего деда, которым я очень горжусь.
К сожалению - по известным причинам - у меня случился период длительной разлуки с полуостровом.
Возвращение на священную землю Крыма в 2016 году одарило меня радостью общения с милыми, уже основательно "повзрослевшими", кузинами и новыми сюжетами для повествования.
Вот один из них.
Помимо теплого приема и насыщенной культурной программы , среди прочих подарков, я получил на память от сестер несколько номеров журнала «Полуостров сокровищ». Название как нельзя лучше отражало содержание роскошного издания. Изобилие интересных статей научно-исторического характера и потрясающих снимков завораживало. Здесь были публикации и моих «вновь обретенных» родственников , Наташи и Володи. Понятно, что начинающим автором сразу овладело желание увидеть свою фамилию среди публикующихся в журнале, и я мысленно стал перебирать в уме возможные варианты. На обложке некоторых номеров сообщалось, что данный печатный орган не только «познавательный», но и «развлекательный».
Эта лазейка давала определенную надежду, и по возвращении в Москву я поспешил "осчастливить" редакцию рассказом о своих приключениях в Судаке во время съемок фильма «Русь изначальная».
Пришедший вежливый ответ, увы, не порадовал. Для смягчения отказа мне было предложено прислать фото с журналом в руках и краткий отзыв о нем. Первое - для размещения на стенах офиса, второе - для публикации в ближайшем выпуске. Оба поручения я аккуратно выполнил .
Через год, оказавшись в Крыму, я вновь встретился с редактором, милой девушкой Лилей Грант. Настроение у нее было невеселое. Журнал без ощутимой финансовой поддержки доживал последние дни. Хотелось как-то подбодрить этих самоотверженных людей, которые в течение девяти лет вели борьбу за свое существование. И делали это профессионально и по-человечески достойно. В качестве посильной поддержки я с удовольствием приобрел у них подписку журнала за много лет, а затем в дружеской беседе вкратце изложил историю, связанную с «морским гранитом», который был привезен Константином Аксаковым из Крыма и послужил надгробием, сначала великому классику Н.В.Гоголю, а затем - в ходе мистических совпадений - оказался на могиле другого писателя , Михаила Булгакова.
Лиле, выслушавшей меня с интересом, ничего не оставалось, как посетовать на невозможность использовать данный сюжет для печати в связи с закрытием журнала. На том и распрощались. Удрученный очередным отказом, я уехал в Москву.
Но Крым не был бы Крымом, если бы и на этот раз не преподнес приятный сюрприз в виде звонка из редакции. Из разговора с Лилей следовало, что от меня ждут материала о "морском граните".
Устный вариант текста был давно готов, но для складного изложения на бумаге требовалось время. Забрезжившая реальность воплощения мечты окрыляла. Работа спорилась, и, наконец первый вариант рукописи был отправлен на суд заказчика. В скорости пришел ответ, где полученному тексту давалась положительная оценка, но не устраивал объем статьи. Оказывается, для моего детища был щедро отведен целый разворот. Срочно требовалось дополнение, так или иначе связанное с Крымом.
Выручили знания, обретенные на лекциях по истории русского театра. Услужливая память отозвалась трогательной историей о предсмертной гастрольной поездке на полуостров великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина. Смутно припомнилось, что и ему надгробием послужил монолит из Крыма. Во избежание неточностей я решил подробнее изучить проступившую тему и обратиться к специалистам.
К сожалению, сотрудники Дома-музея артиста в Москве не дали никаких вразумительных ответов на заданные вопросы, да и вообще проявили полное безразличие к моим изысканиям. Бог им судья.
Дальнейшие поиски привели меня на Пятницкое кладбище, где обрел свое последнее упокоение русский актер. (Первоначально прах его был предан земле в Ялте). Придя на место, я с радостью обнаружил на могиле артиста монолитную глыбу вулканического происхождения, и все сомнения по поводу адресной истории камня отпали сами собой.
Об этом и многом другом мной написано в упомянутой выше статье. Процесс работы над ней оказался увлекательным и тождественным результату.
Надеюсь, что восстановленная с чудесным полуостровом связь уже никогда не оборвется. Теперь остается только не лениться и быть готовым к новым встречам и открытиям!