Даже не сказать, что приём — скорее, общее правило для построения мизансцен. Хотя и из этого правила, как из любого другого, есть исключения.
С вами Антон Владимиров — писатель, композитор и кинематографист. Рассказываю о действенном приёме в кино, который привлекает зрителя, делая сцену гладкой и эстетичной.
Главная задача любого фильма, передачи, экранного зрелища — привлечь и удержать зрителя от самого начала и до самого конца. Удерживать можно с разными целями: просветительскими, побудительными, и просто развлекательными. Для этого существует ряд приёмов, совокупность которых делает картину гармоничной. Или, как я говорю, цельной.
Цельный фильм это такой фильм, который можно смотреть от начала до конца в первый раз без желания перемотать или выключить плеер [А. В.]
Цветовая гармония
Посмотрите на эти кадры:
А теперь посмотрите на них ещё раз:
Или так:
Здесь вообще интересное решение: по цвету отделена правая часть мизансцены от левой, а левая ориентирована по правилу третей. Получается как бы наложение одного кадра на другой, что даёт большую глубину пространству картинного поля.
Это цветовая гармония, то есть эстетически значимая взаимосвязь цветов в композиции. Как видите, сочетая цвета в одежде актёров, реквизите сцены и задних планах, можно значительно улучшить художественную составляющую фильма.
Самое интересное, что обычный зритель практически никогда не обращает на это внимания. Но подсознательно сцены, выдержанные в правильных цветах, смотрятся гораздо приятнее.
Управление вниманием при помощи цвета
Естественно, можно добиться и обратного эффекта, с помощью цвета отделяя персонажей от реквизита или других персонажей. В таком случае внимание зрителя концентрируется на отделённом герое, а остальная часть сцены уходит на второй план. Также можно делать фоном героя, перенося взгляд зрителя на предметы реквизита или задний план сцены.
Разберём на примере рекламы TELE2, ибо у них есть оба варианта с одним и тем же персонажем, и можно продемонстрировать наглядный пример. Их рекламная персонажка зовётся Миа, а играет её актриса Виктория Белякова. Объединяем Мию с другими предметами в сцене при помощи цветовой гармонии:
Помилуй бог, как хорошо ! Красивое ! Но вот проблема: девочка отвлекает зрителя, который должен сосредоточиться на предмете рекламы. Сфокусируем внимание на заднем плане (логотипе TELE2) при помощи той же гармонии, а персонажку отдалим:
Видите, как просто ? Пара примитивных приспособлений, и получилась прелестная колхозная сноповязалка. Эх, жаль, TELE2 не платит мне за рекламу, щас бы срубил немножко бюджета на своё кино !
Управление эмоциями при помощи цвета
Также с помощью подбора различных цветовых гамм можно воздействовать на ваши эмоции, вызывать различные ассоциативные связи. Например, в этом кадре цвета ассоциируются с песками, пустыней, что дополняет древнеегипетский сюжет:
А вот ещё пески. Но никакой ассоциации с Древним Египтом на этот раз нет. Общая цветовая гамма фильмов с игровым миром типа «заброшенное и ржавое»:
Как видите, фон один и тот же, а идеи принципиально разные. Кроме того, «Кин-дза-дза» — фильм с достаточно глубоким подтекстом, тогда как «Мумия» и «Безумный Макс» — картины более простые, в основном развлекательные.
В общем-то, суть понятна, и на этом пока можно закончить. Если такие вопросы сильно интересны, придётся углубиться в композицию, эстетику и прочую теорию кинематографии. А большинство зрителей желает видеть результат. И неважно, какими художественно-изобразительными средствами он достигнут. С вами был Антон Владимиров, до встречи в эфире.