Когда я познакомилась с творчеством художницы Harriet McLeish, у меня создалось впечатление, что я вижу работы маленьких детей. Ничего общего с утонченной керамикой у этих статуэток нет, они, мягко говоря, странные и сделаны по принципу «тяп-ляп».
Удивительно, но у автора много поклонников, и цена за такой товар от 30 долларов и выше.
Когда я впервые увидела эти статуэтки, у меня возникла ассоциация с белым листом бумаги, на котором шариковой ручкой ребенок нарисовал котов.
Причем сделал это от скуки, неаккуратно, словно пытался скоротать время и отнюдь не стремился к совершенству линий.
Но меня смутила не только топорная роспись, а еще и сама форма. По фото отчетливо видно, что статуэтки перекошенные, кривоватые, местами выпуклые, а на отдельных участках вдавленные. Причем эти недостатки расположены хаотично, т.е. отсутствует элементарная симметрия.
Если мастерица решила изобразить львов в стиле гжели, то у нее это явно не получилось. Мне пришлось напрячь зрение, чтобы опознать в скульптуре голову льва. Вначале я подумала, что это солнце, из-за вертикальных полос, изображающих гриву «животного».
Долго не могла сообразить, что не так в морде царя зверей, вроде и нос, и усы на месте, даже уши заметны. Потом поняла, что дело в глазах, они больше напоминают человеческие, причем изображены примитивно.
Никогда не видела таких плотных по телосложению леопардов. Выглядят они так, словно переедали последние несколько лет.
Что касается количества пятен, здесь наблюдается явный перебор. Это даже не пятна, а горошек.
Меня смутило и то, что у одного керамического зверька часть пятен явно смазалась, но автор решила не обращать на такую мелочь внимания и не стала устранять недостаток.
Эти черные коты больше напоминают каменные глыбы. В них нет ни кошачьей грации, ни изящности. Судя по испуганным глазам, коты увидели свое отражение в зеркале.
Меня поражает и неаккуратность мастера, например, у одной из керамических фигурок смазались усики.
Этих двух болонок можно было бы назвать милыми, если бы роспись была чуть качественнее. Мое первое впечатление – краска смазалась.
Также меня насторожили очень короткие передние лапы, фигурки выглядят непропорционально.
Единственное, что мне понравилось, – роспись мордочек, их задорное выражение меня позабавило.
Мне понадобилось немало времени, прежде чем я поняла задумку автора изобразить спящих на животе котов. Задняя часть статуэток выглядит, словно горб, причем ее окрашивание в темно-синий цвет лишь усиливает первое впечатление.
У кота справа неправильно изображены передние лапы. Создается ощущение, что животное очень толстое и не может лапами обхватить собственную грудь.
Я долго смеялась, когда узнала, что на фото изображена лягушка. Каких только версий у меня не было: колобок в горошек – одна из них.
Помимо округлой формы, в керамической лягушке мне показались странными ее передние лапы, которые выглядят как задние. А еще темно-зеленые пятна распределены по туловищу так, что перекрывают линии прорисовки конечностей, выглядит это примитивно.
Я не сразу разобралась, что так мастерица решила изобразить сардины. Эти водные обитатели имеют серебристую чешую, покрытую едва различимыми отметинами, расположенными в ряд.
У автора сардины явно заболели ветрянкой. Видимо, из-за этого они потеряли не только форму, но и хвост.
А как вы относитесь к примитивной керамике? Видите ли вы в ней потенциал или вам кажется, что такие работы не стоит выставлять на продажу? Напишите свое мнение в комментариях.