Найти тему
soullaway soullaway

Megadeth – вечная погоня за Metallica.

Вот набрал я заголовок, и подумал, что, пожалуй, в нем больше, что называется, для броскости, нежели для отражения объективной истины. Ну, какая погоня может быть за Metallica? Эта группа так прочно заняла свою нишу, что никому не оказалось под силу их там потеснить. Да и вообще, поговорку про двух медведей в одной берлоге никто не отменял, пусть речь и идет об американских группах. Тем не менее, в этой истории было много личного со стороны главного ее героя - Дэйва Мастейна, основателя, основного автора, вокалиста и гитариста еще одной трэш-метал-легенды – Megadeth. При создании группы им двигало уязвленное самолюбие и желание доказать своим заклятым друзьям из Metallica, что и он не лыком шит. Впрочем, обо всем по порядку.

Родился Дэйв в 1961 году в Калифорнии (вот уж благодатное место для рок-н-ролльных талантов, есть там своя атмосфера!). Сама его семья интересна: так вышло, что в нем понамешаны ирландская, немецкая и еврейская кровь. Возможно, этот коктейль отчасти повлиял на его характер, из-за которого он лишился места в набиравшей ход Metallica, планомерно готовившейся к записи дебютного альбома. Впрочем, я забежал вперед.

Первая группа Дэйва называлась Panic, для которой он успел сочинить три песни, вошедшие с некоторыми изменениями в металликовский дебютник «Kill 'Em All». В Metallica Дэйв пришел после распада Panic по объявлению. Вспоминается присказка «вот наберут по объявлению…» С одной стороны, она сработала, ибо Мастейн был уволен из группы аккурат перед записью «Kill 'Em All» за драку, спровоцированную им на репетиционной базе. В совокупности с пристрастием к напиткам и веществам, поднимающим настроение и изменяющим сознание, это переполнило чашу терпения металликовцев. А с другой стороны, Дэйв успел внести свой вклад в музыку группы и к трем песня времен Panic добавил еще одну. Итак, на место Дэйва пришел ни кто иной, как Кирк Хэммет, а Мастейн, направив эмоции в конструктивное русло, принялся за сколачивание своей группы. Ну не совсем своей, ибо сооснователем этой группы был тезка Мастейна бас-гитарист Дэйв Эллефсон, бессменный ее участник до 2021-го года. Как бы там ни было, в выигрыше оказались поклонники тяжелого рока, ибо не случись того инцидента на репетиции, и мир бы не узнал Megadeth, вошедших в большую четверку трэш-метала наряду с уже многократно упомянутой Metallica, а также Anthrax и Slayer. Достойная компания, не правда ли? И в качестве прощального привета Metallica Дэйв в дебютник Megadeth «Killing Is My Business… and Business Is Good!» 1985-го года включил одну из своих четырех песен, написанных для бывшей свой группы - «Mechanix». Она же под названием «The Four Horsemen» и с измененным Джеймсом Хэтфилдом текстом звучит в «Kill 'Em All». Желающие могут ознакомиться с обеими версиями и сравнить.

-2

Дэйв с самого начала решил играть музыку более тяжелую и скоростную, чем у бывших коллег. И первые три альбома это стремление наглядно демонстрируют. В музыке той поры даже было что-то от хардкор-панка, отражая безумную натуру Дэйва. И неспроста в альбоме 1988-го года «So Far, So Good… So What!» прозвучала «Anarchy in the U.K.» Sex Pistols, где гитарное соло сыграл Стив Джонс. Не зря корни трэш-метала идут от хардкора. В 1996-м году вновь дали о себе знать эти корни Дэйва, который выпустил единственный альбом своего сайд-проекта MD.45, где в качестве вокалиста был задействован Ли Винг из панк-группы Fear.

Тем удивительнее оказался поворот в сторону более мелодичного звучания на альбоме 1990-го года «Rust in Peace». Metallica на своём «Чёрном альбоме» подобное сделали годом позже. Получается, рыжий Дэйв раньше сообразил, в каком направлении развивать музыку группы и проявил себя сильным мелодистом.

-3

1990-е стали для Megadeth временем рассвета и пиком их карьеры. Мне сложно выделить какой-то отдельный альбом как самый сильный. Все работы 1990-х хороши как на подбор: и упомянутый «Rust in Peace» 1990-го, и «Countdown to Extinction» 1992-го, и «Youthanasia» 1994-го, и «Cryptic Writings» 1997-го. Правда, справедливости ради надо сказать, альбомы 1990-х уже не трэш-метал, а скорее хард-н-хэви. Получилась ситуация, схожая с, только не смейтесь, Егором Летовым, который по инерции считался панком за заслуги альбомов 1980-х, хотя большую часть карьеры он играл музыку, от панка далекую. Так и Megadeth входили в четвёрку трэш-метал, хотя начиная с «Rust in Peace», элементов трэша в их музыке становилось всё меньше и меньше.

При этом неправильно все заслуги приписывать Мастейну, хотя он и является лидером группы. Кстати, у Megadeth организация творческого процесса больше характерна для российского рока. Сами посудите: есть авторитарный лидер, автор музыки и текстов, многие из которых носят, кстати говоря, социально-политический характер, он же вокалист. Тем не менее, нельзя не упомянуть музыкантов золотого состава 1990-х, без которых эти альбомы, безусловно, звучали бы иначе. Это, помимо басиста Дэйва Эллефсона, гитарист Марти Фридман и ударник Ник Менца. Этот состав создал потрясающие работы, которые долго не покидали мой плеер, да и сейчас я время от времени к ним возвращаюсь. И вместе с тем они подтверждают тезис о «химии группы». Сколь бы талантлив и креативен не был лидер группы, но без грамотно подобранной команды всё его усилия могут быть напрасны.

-4

И уже на следующем за «Cryptic Writings» диске это подтвердилось. Альбом 1999-го года под лаконичным названием «Risk» записывался без барабанщика Ника Менцы, и что-то из музыки группы ушло. И вроде всё мелодично, и Мастейн соловьем заливается в микрофон, и Марти Фридман наяривает соло, ритм-секция чётко работает, новый драммер Джимми Деграссо техничен, все-таки парень поиграл в Suicidal Tendencies и группе Элиса Купера, но вот что-то из музыки ушло, та искра, которая была на предыдущих альбомах.

Все последующие годы проходят в сменах состава и выпуске совершенно безликих дисков. Некий всплеск был на альбоме «TH1RT3EN» 2011-го года, но опять же, он оказался слушабельным на фоне работ последней декады, однако явно не дотягивал до планки, установленной самой группой в 1990-е.

На последних двух работах Дэйв решил прибегнуть к применяемой многими музыкантами, испытывающими творческий кризис, методике, называемой музыкальными критиками «возврат к корням». Две последние работы, «Dystopia» 2016-го и актуальная на сегодняшний день «The Sick, the Dying… and the Dead!» 2022-го, вполне можно отнести к трэш-метал, хотя они по жесткости до первых двух альбомов чуток не дотягивают, и они местами неплохи, но пик творческого развития группы, увы, позади. Кстати, похожее мы можем слышать и на двух последних работах Metallica, я имею в виду возврат к тяжелому звучанию. Есть все-таки какие-то общие закономерности в их карьерах.

Тем не менее, возвращаясь к заголовку этого материала, Дэйв, конечно, ревниво следил за бывшими коллегами, и даже пытался как-то их уязвить, например, разместив на обложку «Countdown to Extinction» фигуру человека, подозрительно смахивающего на персонажа из металликовского клипа «The Unforgiven», или назвав упоминавшийся альбом 1999-го «Risk», как ответ на фразу из интервью Ларса Ульриха, где тот заметил, что Дэйву следует больше рисковать со своей музыкой. Но вместе с тем Megadeth стали значимой и самодостаточной величиной в тяжёлом роке. И сравнения с Metallica тут излишни. Обе эти группы хороши и являются живыми классиками. Так что иногда личные конфликты бывают на благо не только их участникам, но и миллионам обычных меломанов, которые слушают их музыку.

На сегодня же у меня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.