Найти тему
Шипилова Людмила

Иринарховский Крестный ход – 2019. Дневник Шипиловой Людмилы Дмитриевны

«Если ничего не претерпеть, то это и не Крестный ход...»

24 июля. (Борисоглебский монастырь - село Павлово)

Поезд прибыл в Ростов Великий, народ спешит к выходу, народа много и все они - участники Иринарховского Крестного хода: почти все с рюкзаками, ковриками и палатками. Наш путь – в старинный Борисоглебский монастырь. Полчаса езды на рейсовом автобусе и вот перед нами мощнейшие древние стены старинного монастыря. Основан он в 1360 году иноком Федором из Новгородских земель и Павлом, присоединившимся к нему чуть позднее. Первые постройки монастыря были деревянными. В начале 1363 года на богомолье в Ростов Великий приходит Сергий Радонежский. Есть основания полагать, что Сергий Радонежский сам выбрал место для обители и благословил постройку храма страстотерпцев Бориса и Глеба. Деревянный восьмиконечный крест Сергия, как величайшая святыня, хранится в алтаре храма и выносится для поклонения в особые праздники. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор Ростово-Ярославских святых. Их мощи находятся в Борисоглебском соборе. Монастырь был любим московскими князьями, они делали большие вклады в его постройку, украшение, содержание. Трижды монастырь посещал Иван Грозный: он сделал более 20 вкладов: это были книги, деньги, колокол весом 138 пудов. Бывал здесь и царь Алексей Михайлович. Немалые вклады делали Борис Годунов, князья Сабуровы, Бельские, Шуйские, Орловы, Сумароковы... фамилии, всем известные... К середине ХIV века монастырь был богатейшим в Ростовской метрополии. Известность обители принес еще и преподобный Иринарх своим духовным подвигом, взяв на себя жизнь в затворе, прожив в веригах 38 лет. Согласно Житию, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Мощи преподобного Иринарха сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Память его в Православной церкви - 13 января и 23 мая в Соборе Ростовских святых. В свое время в монастыре побывала Екатерина II и Александр III. Постройки монастыря: Собор Бориса и Глеба (1522-1523), Благовещенская церковь с трапезной палатой (1524-1526), Сергиевская надвратная церковь (1679), Звонница с церковью Иоанна Предтечи (1690), стены и башни возводились в начале ХVII века. Монастырь был упразднен в 1924 году. Разные службы находились на его территории: почта, банк, складские помещения. Возрождение монастыря началось в 1994 году. Наместник монастыря - игумен Иоанн (Титов). Я рассказываю об истории монастыря, об истории тех храмов, которые будут на пути Крестного хода почему? Да потому, что это, несомненно, интересно каждому участнику Крестного хода. Человек просто слеп, если он не знает, хотя бы в общих чертах, истории тех мест, куда идет; тех полузабытых, полуразрушенных, полузаброшенных храмов, которые некогда украшали эту землю... Народа сегодня очень много на монастырской территории. Чувствуется, что многие приехали на Крестный ход не впервые: много групп от своих приходских храмов, много ребятишек воскресных школ, паломников из Ростова, Москвы, Краснодарского края и даже с Украины. Много семей с детьми, и даже совсем маленькими. Кто сидит, кто прилег на своих вещах... Что привело их сюда..? Возможность единения в общей молитве Господу..? Или желание оставить все мирское хотя бы на несколько дней..? Или попробовать подвергнуть себя испытанию физическому..? Или духовному..? А я? Я с радостью приняла приглашение на Крестный ход, еще не зная, что ждет меня здесь... Мы приобретаем иконки преподобного Иринарха, она на шнурочке висит на груди у нас: мы - участники Иринарховского Крестного хода. Первый Крестный ход состоялся в 1997 году, участников его - всего 100 чел., нынешний - 22-й, участников - около 2 тыс. Нас кормили обедом: постно и вкусно. Накануне выхода из монастыря - служба в храме Бориса и Глеба, Крестный ход вокруг храма, молитва у кельи преподобного Иринарха. И ровно в 14.00 через врата Сергиевской надвратной церкви под звон колоколов Крестный ход вышел из монастыря. Многие жители стояли у своих домов, улыбались, провожая нас. В лесу очень сыро, а потом начался и дождь... По ходу у святого колодца отслужили водосвятный молебен и нас с молитвой окропили святой водой. В поселке Троица-Бор дождь поливает уже вовсю, никакой плащ не спасает..., что ж, это тоже испытание... А если ничего не претерпеть, то это и не Крестный ход... На месте Троицкого женского монастыря отслужили молебен и заупокойную литию. От монастыря осталась колокольня, алтарная стенка Троицкого храма, две башенки от ограды, старая сторожка да горка камней... Усилиями монахов и прихожан восстановлена колокольня, сияет в небе ее позолоченный крест, празднично звонят колокола... А я скажу несколько слов о монастыре... Девичий монастырь во имя Троицы Живоначальной в поселке Троица-Бор... Мне очень нравится название поселка... Первые сведения о монастыре относятся к ХVI веку. Монастырь имел Троицкую церковь, церковь Святителя Николая, монашеские кельи и кладбище. Постройки были деревянными. Сначала обитель была ограждена обычным деревянным штакетником, но в 1820 году была устроена каменная ограда с 7 башенками и двумя вратами: с западной и восточной стороны. Обитель полностью зависела от Борисоглебского монастыря. В 1708 году стараниями Параскевы Алексеевны Нарышкиной, которая являлась родней Петра I по жене его, была построена каменная церковь Живоначальной Троицы. Петр I сам контролировал строительство. После церковных реформ Екатерины II в 1764 году монастырь был упразднен и монахиням предписывалось оставить стены монастыря. Но они воспротивились, прожили здесь еще 40 лет, не завися от прихода, здесь состарились... В 1811 году этот факт стал известен епархиальному руководству и вышло решение консистории, которое предписывало выселение сестер и снос их келий. На месте монастыря был организован приход, на средства прихожан возведена колокольня. В 1935 году закрыли богатый Троицкий храм, священник ее Георгий Комков был расстрелян в 1937 году. Церковь сгорела в 1942 году. Сейчас здесь ведет службу отец Валентин. Мне нравятся ухоженные домики поселка Троица-Бор, много цветов у домов... Селище тоже славный поселок... Смотрю и вижу в Селище магазин, крупными буквами его название: "Шуйский алкоголь"! Прямо-таки мороз по коже... Спрашиваю у женщин, встречающих Крестный ход: "А где же продукты? Почему алкоголь?" Они в ответ мне, смеючись: "Это и есть наш продуктовый магазин..." Завораживающее название... И еще мне здесь сильно нравятся проселочные дороги: светлые, желтоватые, отсыпанные крупным песком Акуловских карьеров. На них нет грязи, идти по ним легко и весело. Вокруг цветы, поля, лес...

В селе Павлово наша первая ночевка. Хмуро, сеет дождь и ночь наступает рано. Звонят колокола, спешим на вечернюю службу, в храм не войти, стою с молитвой у окна. Помазание и в храме, и на улице. В Павлово всего несколько домов. Храм большой во имя иконы Тихвинской Божией Матери с пределами святого Иоанна Предтечи и святых великомучеников и бессребреников Косьмы и Дамиана. Храм построен в 1774 году на средства уроженца села петербургского купца Ивана Кондратьевича Солнцева. В 1847 году построена новая колокольня. Стены и своды храма расписаны масляной краской в середине ХIХ века. Я обратила внимание на огромные чугунные плахи, которыми устлан пол храма, на них дата: 1808 г. В конце ХIХ - начале ХХ века в Павлово работало два сапожно-валяльных завода. В 1881 году в Павлове открыта земская школа. Павлово - древнейшее село Ростовского уезда. В 1937 году храм был закрыт, но благодаря прихожанам он избежал печальной участи грабежа и разрушения. Настоятель храма - отец Николай (Тараканов).

Великое благо переночевать паломнику в храме, но мест нет. Ждет нас солдатская палатка... А были и такие паломники, которым не досталось места и тогда девочки-волонтеры принимали активное участие в их устройстве на ночь... Никто не остался под звездами... Небольшой совет тем, кто соберется в Крестный ход: идеальный вариант - это своя палатка, свой коврик, свой спальник. Не помешает и сидушка. Не забудьте кружку, ложку и миску. Можно даже взять небольшой складной стульчик... Очень важна обувь: она должна быть старой и удобной. И еще нужен маленький рюкзачок, который вы возьмете с собой в дорогу и положите в него плащ, небольшую бутылочку с водой и перекус (сухофрукты, орехи, печенье...). Все вещи упаковываются в большой целлофановый мешок или сумку и "урал" перевезет их к месту очередной ночевки. Пометьте мешок яркой лентой, так легче будет отыскать его в огромной горе вещей. Ровно в 22.00 у нас молитва и ужин. Постно и вкусно: гречневая каша с овощами, хлеб, огурец и травный чай. Дата проведения Иринарховского Крестного хода определяется следующим образом: последний, пятый день его приходится на последнее воскресенье июля месяца. Все просто.

25 июля (Село Павлово - село Ивановское на Лехте)

Подъем ранний, в 6.00, а в 6.30 уже начинается служба. Те счастливцы, которым удалось переночевать в храме, уже давно на ногах. И на службе они первые, а мы стояли службу у входа, на улице. И исповедь, и помазание все просто и доступно, в храме и на улице, быстро и без суеты. Ровно в 12.00, как и положено, постный и вкусный обед. Как муравейник, хлопочет и снимается с места огромный палаточный лагерь. Вот табличка "Мусор" - висят мешки; вот табличка "Вещи" и здесь гора вещей. Их перевезет огромный военный "Урал" к месту будущей ночевки, а участники Крестного хода пойдут налегке. Работает организация Крестного хода как хорошо отлаженный часовой механизм: все четко, никаких сбоев. После обеда молебен, Крестный ход вокруг храма и мы снова в пути.

Первое село на нашем пути - Ильинское, население его составляет чуть более трех тысяч. Чудесный храм, изящная колокольня... Строительство храма Илии Пророка началось в 1787 году усердием прихожан. Освящен храм в 1800 году, имеет престолы Илии Пророка, Параскевы Иконийской и Нила Столобенского. Был закрыт в 1929 году. В стенах храма в разное время находилась МТС, кузница. Богослужения возобновились в 2000 году. Настоятелем храма является протоиерей Александр Блинов. Он встречает нас, молебен в храме. После вчерашнего дождя очень сыро, колеи полны воды и грязи, пытаемся обойти рядом по траве... Молебен в пос. Красный Октябрь, здесь есть магазин, все очень обрадовались и почти все купили мороженое...К селу Ивановское ведет моя любимая дорога, отсыпанная желтым песком, которая мне так нравится... И ночлег у нас здесь цивильный - в школе. Вот женщина из местных встречает Крестный ход своими домашними заготовками: квас разный, березовый сок, кофе готовит в турочках на горячем песке... Крестный ход движется по селу к храму, чудесный светлый вечер, звонят колокола, встречает нас народ...

Ивановское - большое село. С добротными домами прошлого века соседствуют дома современные, построенные за последние годы. Храм в селе носит имя Святого пророка Илии. Настоятель храма - Феодор Божков. Нынешний деревянный храм выстроен в 2004 году на месте взорванного в 1960 году. Его не просто варварски взорвали, его снесли с лица земли: позднее жители села по камушку собирали ту небольшую горку кирпичей, которой можно сейчас поклониться... Взрывали в 20-е, 30-е..., но 60-е... Кому неугоден он стал? Странно, непонятно и от того еще горше за нашу неразумную разруху... Тот, старый каменный храм Илии был сооружен в 1832 году на месте 2-х совсем обветшалых шатровых церквей. Его начали строить в 1811 году, строили 21 год, освящена была в 1832 году. Престолов было два: второй освящен во имя великомученика Дмитрия Солунского. Сама история постройки храма весьма необычна: по преданию, ее собирались построить совсем в другом месте, примерно за версту от нынешнего храма. На место постройки привезли уже строительные материалы, но за ночь они чудесным образом переместились на то место, где ему и должно было стоять. Подивившись, решили строить храм именно там, куда переместились строительные материалы т.е. это место расположения нынешней церкви, построенной на месте старой. В те времена при церкви находилась и церковно-приходская школа. А уже в 1877 году местный состоятельный крестьянин Илья Матвеевич Каточигов построил земскую школу и содержал ее. Традиционно так и считалось, что Ивановская на Лехте школа основана в 1877 году. Но есть предположение, что школа в селе была уже в 1861 году... В этой первой школе учились 65 мальчиков и 30 девочек. Была она сначала начальной, потом восьмилеткой, а с 1937 года - десятилеткой. В настоящее время это школа, известная на всю страну. Уже 15 лет она развивается как школа целостного развития. Помимо развития умственного, на одно из первых мест выдвинуто развитие духовно-нравственное и эстетическое. Развитие сил добра в ребенке, спасение его души от подчинения злу - вот главная забота педагогического коллектива школы. Когда в 90-е сюда приехал с женой нынешний директор школы Мартышин Владимир Сергеевич, была цель у него: создание подлинно русской школы. И все получилось! Кроме базовых предметов в школе есть такие: добротолюбие, семья, домострой, Отечество, Святыни Борисоглебской земли. Гордость школы - аптекарский огород. Поисковый отряд школы, нашел и торжественно перезахоронил останки около 500 солдат Великой отечественной войны. В школе есть музей воинской славы. Желая учить детей в этой школе, в село приехали более 130 человек. Есть кадетский класс, есть класс сестер милосердия. В школе сейчас около 160 учащихся. Я смотрю на фотографии школьных мероприятий: вечера, балы, встречи... Как украшает деток школьная форма! А если вы зайдете на сайт школы и прочитаете правила ее - вы будете очень сильно удивлены. А правила эти выполняются свято. О такой школе надо писать, надо говорить, всячески стараться помочь выжить ей в хаосе нынешнего образования. И как просится для этого села, для этой школы, для деток новое школьное здание ... Духовным наставником школы является настоятель Борисоглебского монастыря батюшка Иоанн. Село живое, красивое. В центре его - пруд, детская площадка, качели... Храм небольшой, полна площадь народа, микрофоны выведены наружу. Когда спустилась на землю ночь, все осветилось фонарями... красиво! Ужин наш минута в минуту - 22.00. Как слажено и надежно работает походная солдатская кухня! Как четко обслуживает она Крестный ход! Какие женщины и девочки подают нам еду! Как приветливы они и улыбчивы! Ночевка сегодня, как я уже сказала, в школе. Это вам не многолюдная солдатская палатка. В школе занято все: классы, коридоры и огромный палаточный лагерь на школьном дворе...

26 июля. (Ивановское на Лехте - Зубарево).

Чудесное утро, теплое и солнечное. Местные жители гостеприимно встречали нас, приготовили много всякой вкусной домашней еды: пироги с вишней, яблоками, капустой, картошкой, блины, картофельные оладьи - всего не перечесть. Литургия в храме. На площадь выведены микрофоны, огромная многолюдная площадь у храма слушает службу. Надо сказать, что все очень даже нарядно одеты, многие в русских сарафанах, в кокошниках. Много деток, одеты в длинные русские сарафаны, очень красиво. Многие мужчины и мальчишки в вышитых косоворотках. Батюшки исповедуют на улице, а рядом такой огромный просторный овраг, на другой его стороне уже другая деревня - Титово. Батюшки исповедывают как раз на фоне этого пейзажа. Это очень красивая картина! Стою, смотрю, дышу и дух захватывает: крохотная частичка огромной России, ее лучшая частичка здесь, на древней Ярославской земле, в русской одежде, идет по Земле Крестным ходом! Какая музыка звучала в душе! Как светлы были лица, когда мы пели: "Господи! Иисусе Христе! Сыне Божий! Богородицею помилуй нас!" Вот поют женщины, подхватывают мужчины и льется чистый детский голос мальчишки лет семи... И, кажется, нет на земле ни тревог, ни горестей, только мы, и эта чудесная дорога, и песнь... Много фотографирует Екатерина Елизарова и работа ее - высочайшего класса! После молебна на старом кладбище мы оставляем гостеприимное Ивановское... Спускаемся в овраг, мостик через Лехту, навешены перила страховки при спуске и подъеме. Ребята и девочки в зеленых жилетах готовы подать вам руку, у них хорошо налажена связь по пути всего Крестного хода посредством рации. Крестный ход сопровождает машина скорой помощи, три доктора, мужчины, и девочки медсестры, добры и приветливы, ни в чем вам не откажут. Наш путь лежит сегодня в Зубарево, скорость хода составляет примерно 4 км/час. Село Георгиевское на пути нашего следования, да его почти и нет... всего несколько домиков из прошлого века, с мезонинчиками... да храм большой и некогда, наверное, очень красивый... Место расположения храма и села чудное и относится оно к глубокой древности. Умели же люди выбирать места для жизни! Деревянная церковь существовала здесь еще с 1760 года, но в 1837 году была "нарушена". Нынешний каменный храм был возведен в 1835-1837 годы и освящен во имя великомученика Георгия, имелся предел святителя Тихона. Храм был построен на средства прихожан, большие вклады в строительство сделали крестьяне этого села Семен и Ефим Балдеевы. В 1870 году храм был расширен и пристроен предел Тихвинской иконы Божией Матери. В 1880 -е годы Георгиевское - казенное село при реке Лехоть; в нем имелось 47 дворов в которых проживали 123 ревизские души. В 1877 году в селе была открыта школа, а в 1883 году выстроена уже новая школа на средства купца Якова Федоровича Скороспехова. Сейчас огромный храм почти в руинах, войти небезопасно: своды обрушены, полное запустение... Тентом затянута крыша, чтоб хоть как-то предотвратить полное разрушение. Как легко все разрушается и как созидается тяжело... Служба у этого грустного храма, крестный ход вокруг него, и мы снова в пути. Красивые окрестности, живописный овраг... В селе Никольском мы пополняем запасы воды, а за селом у нас большой привал... За протянутую вокруг поляны красную ленточку - ни шагу! Далее наш путь лежит по асфальту, идти, я считаю, гораздо труднее. Деревня Горки - чудная деревня на горке! Широченная улица спускается с горки вниз, деревенские домики направо и налево, волшебные виды! Жители вышли нам навстречу. Сколько нам еще до Зубарево? Улыбаются: "Дойдете! Километра два..." Оказалось побольше... но какой это был путь!!! Грунтовая дорога идет низиной, бесчисленные ручьи пересекают наш путь, все они забраны в трубы. Вокруг леса и поля, густо пахнет полынью и пижмой; я не дышу, я просто "пью" этот мой любимый аромат русского поля... Вьется по полю чудесная песчаная тропинка, по которой мы идем... И вот в перелеске видим трактор, а на нем бочка с водой! Как же все вовремя! Как все продумано! Как приятно! Наполняем бутылки, пьем, пьем... Вот мальчик лет семи говорит парню на тракторе: "Спасибо, дядя Артем!" А "дяде" Артему лет 17, он улыбается... Тут и мы благодарим его за заботу: "Спасибо, дядя Артем!" и он уже не улыбается, он просто смеется, довольный... И так везде, на всем пути: маленькая, но забота; если неожиданность, то только приятная. В Крестном ходу много детей дошкольников и совсем крох. Я никогда не слышала каприза, жалобы, не видела слез, хмурого взгляда... Девочки в изумительных до пят сарафанах шлепают босыми ножками по грязи и счастливы. Совсем маленьких везут в колясках. Зубарево... Некогда величественный храм сохранил стены, но внутри - сердце сжимается... А народ уже занял места ночевки в храме, постелили свои коврики прямо на земле. Идет служба... Все в храме просто не поместятся и мне очень нравится то, что службу стоят все у входа, у окон, вокруг храма... Хорошо... От храма вид открывается захватывающий! Сколько может охватить взор - леса, леса, леса... И огромная поляна палаточного городка, а вот и моя палатка - солдатская... в ней уже тоже нет мест, но кое-как устраиваемся у "окна".... А где же село? Ни домика, даже намека на село, только храм... Никольская церковь в Зубарево возведена в 1820 году. А до нее здесь стояла деревянная церковь, со временем она пришла в негодность, была разобрана и на ее месте на кладбище построена часовенка. Никольский храм имеет три предела: святителя Николая, святителя Леонтия Ростовского и преподобного Сергия Радонежского. В "Историко-статистическом обзоре Ростовско-Ярославской епархии" за 1861 год значится: земли церковной 36 десятин; приход церкви составляет семь селений: Зубарево, Шахматово, Городища, Кутниково, Бол. Хвастова, Лесково. Всего домов - 105; душ мужеского пола - 373; женского - 416. При церкви существовала церковно-приходская школа. Церковь в 1936 году была закрыта, одно время использовалась как склад, а потом была просто заброшена. В настоящее время передана верующим, идет очень медленное ее возрождение. Церковь наверное была очень хороша когда- то: как легки и изящны ее главки и шпили с крестами... Наступает теплый летний вечер, лагерь не торопится ко сну... Мне здесь как то особенно светло и особенно хорошо...

27 июля. (Зубарево - Кондаково)

Ранний подъем, ранняя служба, исповедь, причастие... Минута в минуту, ровно в 14.00 после молебна и Крестного хода вокруг храма мы снова отправляемся в путь. Крестный ход возглавляет группа мужчин; они несут Хоругвии, икону Сергия Радонежского и преподобного Иринарха, ковчежец с мощами святых. На всякой остановке Крестного хода можно приложиться к иконам и ковчегу. Путь наш сегодня в основном по асфальту, нас сопровождает ГАИ. Мне так жаль, что уже нет той грунтовой дороги, обильно отсыпанной крупным песком. Вот и село Давыдово... звонят колокола... праздничный молебен в храме. Село большое, есть магазин, где почти каждый хочет купить мороженое, создается очередь. Очень много всего вкусненького домашнего приготовила нам православная община. Жизнь кипит в Давыдово вокруг храма в полном смысле этого слова. Община храма ведет свое хозяйство, работает на ферме и в мастерской. Общиной организован детский сад, начальная школа, приют для подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Общиной создан и работает уникальный летний лагерь для семей с детьми-инвалидами. Издавна Давыдово было торговым селом, т.к. находилось на тракте, и многолюдным: имело более 100 домов. Село обезлюдело и начался процесс умирания во время коллективизации в 1930-1940-е годы. В 1972 году закрыли даже школу: уже не было и детей... Но жизнь все-таки продолжается и возрождается село верой и молитвами прихожан храма Владимирской иконы Божией Матери. Согласно архивным данным первый храм в Давыдово был деревянным еще до нашествия поляков в 1612 году. В 1777 году вместо сгоревшей деревянной церкви была построена каменная, а к 1834 году возведен храм такой, каким мы его видим сегодня: с тремя престолами: Владимирским, Святого Архистратига Михаила и Святителя и Чудотворца Николая. В 1898 году появился еще один предел - Преображения Господня. Храм был закрыт в 1935 году и начался процесс его разрушения. В храме в разное время были клуб, кинотеатр (до обрушения кровли в 1960-е годы), склад удобрений и зерна. Восстановление храма началось в 1998 году силами прихожан и продолжается по сей день. Богослужения возобновились в 2006 году. Прихожане не просто любят своего батюшку, иерея Владимира Климзо, они его обожают. И любовь эта взаимна... Вот такое село Давыдово сегодня... И близка уже цель нашего Крестного хода - село Кондаково. В этом селе в 1548 году в простой крестьянской семье родился преподобный Иринарх и прожил здесь 18 лет. До 30 лет занимался он мирскими делами, а затем принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. В нем он обрек себя на особый подвиг: на суровое затворничество и при этом более 30 лет не снимал с себя тяжелейших вериг. После смерти преподобного Иринарха "осталось 142 медных креста; 7 наплечных вериг; цепь в 20 сажен (2,1336 м.), которую носил он на шее; железные ножные путы; 18 ручных оков; "связни", которые он носил на поясе, весом в пуд (16,38 кг.) и железная палка, которой избивал он свое тело, прогоняя бесов". Эти предметы почитаются как реликвии, им приписывают случаи чудотворения. Их можно было одеть на себя, но узнала я об этом поздно... В монастыре святой Иринарх (в миру - Илия) провел 38 лет своей жизни, умер в 1616 году. Двое его учеников написали его Житие. Кондаково - древнее казенное село, принадлежало ранее московскому Новодевичьему монастырю. По преданию, царевна Софья, будучи в заточении в монастыре, написала икону Смоленской Божией Матери, которая впоследстии была подарена храму в Кондаково. Сама церковь Рождества Христова в Кондакове построена в 1804 году на средства прихожан и петербургского купца Савелия Петровича Королева. Трапезная и колокольня перестроены в 1845 году. Церковь имеет еще и два предела: Смоленской иконы Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца. В селе имелось земское училище и церковно-приходская школа. Приход храма составляли окрестные деревни: Новоселка, Казарниково, Лекино, Осташево, Зманово, Карпунино. Некоторых из них нет уже и на карте. В отчетных ведомостях в 1861 году земли церкви составляли 37 десятин, в селе было 54 двора, а в них проживало душ мужеского пола - 173, женского - 194. Настоятель храма Рождества Христова в Кондакове - Серафим Мансветов; служат здесь и его сыновья: диакон Василий, священники Иоанн и Михаил. Храм, можно сказать - в руинах, но процесс возрождения начался... Заключительный этап Крестного хода - Кондаково - встречали нас торжественным звоном колоколов. Народа значительно прибавилось (выходные дни), площадь палаточного лагеря увеличилась. Наша солдатская палатка уже натянута, рядом дымится солдатская кухня, и мы вдыхаем аромат ужина и чая на травах... Повторяясь, скажу еще раз: организацию Крестного хода можно сравнить с отлаженной работой часового механизма. Мы прошли около 60 км. День начинался Литургией, заканчивался вечерней службой. Крестный ход - это большой и светлый праздник, праздник торжества Церкви и народного покаяния! С уверенностью могу сказать про себя: Крестный ход не только нужен, он необходим, чтоб немного пострадать, немного потерпеть во благо своей души. В Крестном ходу шли паломники из Краснодарского края, Ростова, Иваново, Екатеринбурга, Новочеркасска, Ярославля, Москвы, Украины... И было это такое высокое единение... В эту последнюю ночь лагерь долго не спал...

28 июля. (Кондаково)

Солнечное теплое утро... Литургия в храме... Сегодня, наконец, я исповедалась... свершилось! Почему я так волновалась? Почему не могла решиться? Но иеромонах Терентий был ко мне так добр, так терпелив и тактичен! И мне стало так светло, я чуть не заплакала от радости... Потом причастие... Вот и все... Все участники Крестного хода сегодня особенно нарядны. Крестный ход шел от храма к колодчику преподобного Иринарха. Стоит у своего автобуса Украина; улыбаются нам, машут рукой, светлы и добры их лица... Мы им: "Приезжайте", они в ответ: "Приедем!". Водосвятный молебен у Колодчика. Здесь две купальни: старая, устроенная изначально, может быть, самим преподобныи Иринархом, и новая. Вокруг уютно, чисто, много цветов. Я окунулась, вода не показалась холодной. По преданию, у этого источника любил сидеть юноша Илия, творить молитву в покое и уединении. Принося с собой по кирпичику, строил колодец... Колодчик почитается как местная святыня, а вода в нем - чудотворной... Вот и закончилось все... Уже собрана наша огромная солдатская палатка, моют после обеда котлы нашей кормилицы - солдатской кухни на колесах. Огромный лагерь - как растревоженный улей... Провожает нас песнопением чудесный хор изумительных женщин, очень красивых в русской одежде. Вещи собраны... такси ждет... Как счастлива я была здесь!.. Тоска сжимает сердце, слезы катятся тихонько... Из этого светлого счастливого мира, что окружал меня пять дней - путь лежит в мир реальный...