Политика автодилеров в нашей стране все больше стала напоминать похоронное бюро, когда в автосалон заходишь как в музей. Народ ещё не оправился от повышения цен в новом году практически на 20-40%, так и с началом недавних событий очередной виток роста цен полностью забил последний гвоздь в крышку грабительского отношения автодилеров к обычным автолюбителям. Даже искусственное создание ажиотажа среди потенциальных покупателей страшилками, на подобие прекращения и запрета поставок новых автомобилей на российский рынок и распродажей новых авто пока есть на складах по заоблачным ценам, не спасает ситуацию. С учётом того что ещё автомобили 2021го года не проданы и пылятся в отстойниках, время точно работает не на стороне автодилеров.
Несмотря на фактическую панику на глобальном авторынке из-за дефицита комплектующих и сложившейся ситуацией вокруг специальной военной операцией, продажи новых автомобилей возможно частично начнут восстанавливаться, а вот практически полностью уничтоженную репутацию российских дилеров (особенно в массовом сегменте) уже не вернешь. Абсолютно точно. Опустившись до уровня базарных торговцев, желающих «урвать, пока можно», они потеряли главное – доверие клиентов. С небольшим временным лагом это означает неизбежные крупные убытки. Недальновидность дилеров приведет к банкротству сотен компаний. Самые гибкие сумеют перестроиться, но получится далеко не у всех.
Зачем покупать автомобиль у дилера, когда можно приобрести его напрямую у производителя с приличной скидкой? Вопрос, на который получим однозначный ответ публики. В прошлом году проекты прямых продаж, запущенные некоторыми автокорпорациями, откровенно тормозились. Причина все та же – своего рода "дефицит машин". Но совсем скоро они превратятся в полноценный рабочий инструмент.
Переломным моментом станет выход на российский рынок новых игроков (как бы мне не было печально об этом говорить, китайских производителей), работающих без классических дилеров, только по схеме прямых продаж. Техподдержку им скорее всего обеспечат сервисные компании. Вслед за ними долю прямых продаж вынуждены будут резко и быстро увеличить и обычные корпорации. Прогноз сейчас выглядит не совсем отчетливо, но мне хотелось бы верить, что традиционная дилерская схема, казавшаяся для российских покупателей в течение многих десятилетий грабительской и коррупционной, будет разрушена.