Найти тему
Московская мозаика

Мой роман с Домом актёра : от Тверской до Арбата

Вот и наступил 2022 год, а вместе с его приходом в моем «послужном списке» нарисовался еще один юбилей. Ровно полвека назад я связал свою жизнь с Центральным Домом актера им. Яблочкиной и ни разу не пожалел об этом. Невозможно перечислить количество волшебных вечеров, проведенных в его стенах за этот период. Потрясающие встречи с уникальными артистами, музыкантами, писателями и поэтами. Лучшие деятели культуры почитали за честь выступить на сцене Дома. Всех не перечесть. Директором столь знакового места тогда был легендарный Александр Моисеевич Эскин.

А открыла мне дорогу в этот сказочный мир наш педагог по танцу, Ольга Всеволодовна Всеволодская -Голушкевич.

-2

Именно с ее подачи я стал уполномоченным в Доме актера от школы-студии МХАТ, где в то время учился. Не скрою , зеленому студенту было лестно осознавать, что выбор урожденной баронессы Генгросс пал на него. Благодаря каким-то своим наблюдениям она сделала вывод, что из всей пестрой толпы студентов, именно я подхожу для столь ответственной роли, и не ошиблась. Где бы потом ни пришлось трудиться, будь то Новый драматический театр или театр «Сфера», я всегда оставался бессменным связующим звеном между творческим коллективом и Домом актера.

-3

Горжусь, что был при этом не только пассивным зрителем, но и активным участником некоторых событий. Об одном из них и пойдет рассказ.

-4

В тот год (1977-й) готовился вечер, посвященный театральным легендам прошлого - Марии Гавриловне Савиной и Александре Александровне Яблочкиной. Руководил подготовкой и подбором участников известный театральный критик Борис Михайлович Поюровский.

-5

Он же написал сценарий, по которому чтение писем и документов перемежалось с музыкальными номерами и сценами из спектаклей. Каждому исполнителю предстояло изящно вплести свою часть «кружева» в единое полотно сюжета. Такое решение исключало наличие ведущего в общепринятом понимании. По замыслу Поюровского , чтобы достичь доверительной домашней атмосферы, всю необходимую информацию (имена выходящих на сцену, название музыкальных произведений и прочее) надлежало произнести задушевным голосом в микрофон, находящийся за кулисами. Для этой цели я и был приглашен.
«Представь, что ты сидишь в кинотеатре с девушкой и по ходу фильма тихонько называешь ей фамилии актеров, появляющихся на экране»,-объяснил мне задачу Борис Михайлович, вручая программку вечера со списком участников. Согласитесь, что работа предстояла, прямо скажем, не пыльная. Объявил- и свободен до следующего номера.
Расположившись поближе к столу с самоваром, с традиционным чаем и бутербродами, я приготовился приятно провести вечер, мысленно благодаря своих педагогов по сценической речи, Ольгу Юльевну Фрид и Татьяну Ильиничну Васильеву, оказавших мне такую протекцию. Постепенно стали прибывать артисты, заявленные в вечере, и запланированное действо началось. Поначалу все шло гладко, как и задумывалось. Со вступительным словом выступил корифей Малого театра Михаил Царев. Затем, соблюдая очередность, выходили на сцену другие артисты, а я доносил до слуха публики их имена. Письма читали Ольга Яковлева и Наталья Антонова. Ольга Эрдели играла на арфе. Вокальные партии исполняла Валентина Левко. Остальных не припомню. Чтобы достойно оправдать оказанное доверие, я решил, по системе Станиславского, конкретизировать и углубить поставленную задачу. Для этого представил, что на девушку, сидящую со мной в кинозале, имею далеко идущие планы, а значит голос мой должен был не только нести информацию, но и своей задушевностью покорять спутницу. «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги!» Некоторые участники прибывали с опозданием, и Борис Михайлович вынужден был на ходу корректировал программу вечера. Что-то сокращал, что-то переставлял и убегал встречать замешкавшихся исполнителей, оставляя на меня «бразды правления». Прямо из театра -- в гриме и костюмах -- приехали Народные артисты СССР Людмила Ивановна Касаткина и Андрей Дмитриевич Попов. Им предстояло сыграть сцену из спектакля «Элегия» (Савина и Тургенев).

-6

Несмотря на свою опытность, исполнители очень волновались и стремились поскорее выяснить , кому поручено вести вечер, чтобы снабдить его необходимыми инструкциями.
В представлении Людмилы Ивановны ведущий должен был непременно ознакомить зрителей с кратким содержанием предыдущих сцен. Надо было видеть ее недоуменное лицо, когда ей указали на меня. Оно и понятно. Ведь мой внешний вид более подходил для диджея на дискотеке, нежели для традиционного ведущего серьезного мероприятия

-7

От праведного гнева народной артистки спасло своевременное появление «хозяина» вечера, Поюровского. Он быстро разъяснил ситуацию, и сюжет благополучно покатился дальше по намеченному руслу. В перерыве перед вторым отделением к нам за кулисы зашли две пожилые зрительницы, чтобы выразить Борису Михайлович благодарность за доставленное наслаждение. «Боренька, все идет прекрасно! Вот только совсем непонятно, что произносится в микрофон». Камень был явно в мой огород. Видно, прибавление голосу интимности пошло в ущерб звуку. На тот момент из всего обширного списка осталась последняя строчка: «В заключении вечера посмотрите кадры из фильма «Дочь Малого театра». Вот в нее я и вложил всю оставшуюся энергетику ! Недаром старина Штирлиц говаривал, что запоминается именно последняя фраза.
P.S. К моему удивлению и неописуемой радости аудиозапись вечера сохранилась. Однако, благодаря обработке, на пленке все звучит чинно и гладко, а различные мелкие шероховатости остались лишь в моей памяти.

С Маргаритой Александровной в ресторане Дома актера на традиционном вечере "Круглая дата". Мне исполнилось 50 лет.
С Маргаритой Александровной в ресторане Дома актера на традиционном вечере "Круглая дата". Мне исполнилось 50 лет.