Оказавшись в эпицентре санкционной лавины, мы хватаемся за любую возможность выбраться оттуда. Однако эти усилия быстро обнуляются на очередном витке рестрикций со стороны ЕС и США. Выйти из замкнутого круга сложно, но можно, если держаться за фундаментальные и непреложные основы макроэкономики, а не рассчитывать на сиюминутные решения.
В последнее время, еще до всеобщего противостояния, мировая экономика столкнулась с ростом дефицита энергоресурсов. Такая тенденция отражалась в первую очередь в росте цен на энергоносители, высокую волатильность на рынке углеводородов, и ярко выраженные региональные дефициты и профициты. Так, в конце 2021 года цена на нефть доходила до 72,71$ /за баррель, уголь до рекордных 259 долл/тонн, на газ до исторических максимумов 2300 $/за тыс. кубометров. При этом запасы газа в Германии находились на историческом минимуме, а в ряде сран Европы – на беспрецедентно критическом уровне снижения.
Фактически такая ситуация стала следствием нескольких определяющих факторов, среди которых рост цен и инфляции в следствии активной монетарной поддержки экономик США и Европы. Доктрина глобальной углеродной нейтральности и активное движение в сторону изменения характера энергопотребления.
Логистический сбой на фоне пандемии коронавируса.
Очевидно, что в текущей ситуации помимо прямых факторов определяющих рост дефицита и цен на энергоносители, то есть, помимо прямых запретов на поставки, ажиотаж создается и заявлениями о гипотетических торговых эмбарго. Он также дополняется сбоями в логистике и приостановками поставок из-за опасений участников рынка. Так ставки на фрахт нефтетанкеров выросли в 1,5 раза, а проблемы с портами выгрузки нефтепродуктов продолжают расти даже не в странах еврозоны. О росте спроса на рыке энергоносителей говорит в первую очередь биржевая цена, которая сегодня доходит на нефть до 101 $/за барель, на газ аж до 3900 $/за тыс. кубометров
Все эти факторы свидетельствуют о том, что отказ от прямых поставок российских энергоресурсов может нанести непоправимый ущерб и так пострадавшей мировой экономике. Внутри России активно обсуждается вопрос перераспределения рынков сбыта для основного экспорта с направлений Северо-Запада и Юга России в направлении Дальнего Востока. А значит, мировую экономику ждет глобальный своп российского экспорта.
Основные экспортные грузопотоки нашей страны будут теперь ориентированы на тихоазиатский регион и страны Ближнего Востока. Неизбежно наступление насыщения этих рынков, что приведет к тому, что переизбыток, так же как их прежние поставщики неизбежно переориентируются на Европу и Атлантику. Например, поставки удобрений в Европу будут идти из Китая, а в Китай - наоборот из России. Некоторой аналогией такого свопирования поставок может служить недавний запрет на поставки белорусского калия в прибалтийские порты и его перераспределения на российский рынок.
То же самое будет происходить и с импортом товаров и сырья в Россию. Рынки Европы и Америки будут замещаться азиатскими поставщиками. Так на долю Китая уже сегодня приходится 24% российского импорта. Эта величина существенно возрастет уже в этом году.
Все эти факторы свидетельствуют о неизбежном и масштабном росте грузонапряжённости Восточного полигона России. При этом объём работы дальневосточного направления сегодня составляет около 30% общей грузовой экспортно-импортной торговли нашей страны.
Последние 5 лет Восточный полигон находится в процессе реконструкции и расширения. Здесь реализуется масштабная инвестиционная программа, которая позволит увеличить пропускные способности этого направления минимум в 1,5 раза. И тем не менее, сегодня, как и несколько последних лет, инфраструктура БАМа и Транссиба не смогла удовлетворить всех желающих, даже без учета прироста объёмов. На Дальний Восток не могли проехать не только около 20-30 млн.тонн угля, но и порядка 50-60 пар поездов производственной товарной продукции - металлов, удобрений, контейнеров.
Эти проблемы не только не решатся в одночасье, но и усугубятся и станут существенным тормозом восстановления экономики
Для их решения уже сегодня должен быть принят комплекс мер, способствующих ускоренной стабилизации логистики Дальнего Востока.
• В частности, к таким мерам можно отнести:
снижение количества капитальных ремонтов до критических;
• приоритизацию этапов расширения Восточного полигона по скорости реализации мероприятий;
• создание операционных подразделений на стыках портов/железной дороги с общими показателям KPI для менеджмента;
• приоритизация грузопотока с точки зрения суммарного народно-хозяйственного эффекта;
• техническая и технологическая оптимизация всех логистических схем перегрузки на погранпереходах;
• минимизация низкопроизводительного ручного труда на дефицитных погранпереходах и в портах;
• усиление работы межправительственных организаций Россия-Китай, Россия-Монголия, Россия-Казахстан для внедрения ускоренных таможенных и товаросопроводительных процедур на китайской стороне;
• поиск технических и технологических решений для перевозки товаров народного потребления в универсальных вагонах во встречном направлении;
• обезличивание парка вагонов, тарифная гиперстимуляция обратной загрузки вагонов.
Безусловно, даже в случае реализации этого минимально необходимого перечня мер все равно останется значительное количество торгово-логистических проблем, требующих своего решения.
Например, может ли схема cвопирования быть пригодной для одного из наших ключевых ресурсов – газа, где основной объём потребления и инфраструктура транспортировки были ориентированы на Европу. Сопоставимых трубопроводов на Востоке у нас – нет, а строительство - долгий процесс. Но найти инфраструктуру для сниженного газа: пропускные способности, специализированные терминалы и танкеры - будет еще сложней.
И тем не менее, сегодня можно пробовать в минимальные сроки и максимально эффективно сделать работу Восточного полигона более скоординированной и емкой. Важно не ждать пока ситуация успокоится, очевидно, что прежней она не станет никогда, а уже начитать действовать сегодня. Помогать российской экономике выживать, а не загибаться. Да, и мировой тоже.