- Палыч, где солярка?! Мне завтра на новый участок трактора вести, а не на чем! Как мне план выполнять!?
Николай Иванович кричал, рамахивал руками, требовал ответа от Леонида Павловича - Палыча, как его называли в рабчем городке, состоящем из наспех возведенных бараков, маленького клуба для рабочей молодежи и МТС.
- Не кричи, Иваныч. Будет солярка - оповещу сразу. Ты думаешь, что мне легко? Сидишь себе на стуле и бумажками заведуешь - не жизнь, а малина. Мне партия доверила грандоизное дело, а я постоянно сталкиваюсь с некомпетентностью и ленью. Я за вас всех, можно сказать, головой отвечаю, но понимать никто не хочет. Не только твоя бригада без топлива осталась - все в таком положении, так что иди и работай.
Николай Иванович хотел плюнуть на пол, но приличные люди так не поступают, поэтому просто сжал кулаки и вышел на улицу из конторы.
Солнце нещадно палит, недавние ливни размочили степь, превратив в одно сплошное болото, в небе вьется серый невзрачный жаворонок и поливает окрестности чудными трелями. В дали золотятся спелой пшеницей поля, которых еще в позапрошлом году не было. Хорошо! А будет еще лучше!
- Здравствуйте, Николай Иванович!
Люба - повариха стоит рядом в голубеньком платьице и белом платке, теребит кончик длиннющей русой косы, перекинутой через плечо, хитро щурит глаза. Она кокетка известная.
- Добрый день, Любовь Анисимовна. Пойду я - мне еще на станцию надо, да и других дел много.
- А у нас сегодня борщ с памушками и кисель! Приходите в столовую - все по высшему разряду обеспечим.
Николай ее не слышал - бригада план выполнить не может из-за всяких... тут не до борщей с киселями.
****
На МТС царила напряженная атмосфера - трактористы собрались в кружок и что-то оживленно обсуждали, выкрикивали предложения, спорили.
Заметили хмурого бригадира, раздались в стороны немного, замолчали - ждали новостей из конторы.
- Солярки нет и когда будет - неизвестно.
Послышался возмущенный ропот- мужчины и женщины, парни и девушки смотрели на Иваныча. Удивленное безмолвие обратилось гневными выкриками, требованиями навести порядок, призвать к ответу виновных.
Вперед вышла девушка - высокая, крепкая с коротко стриженными темными волосами, в сером комбинезоне и высоких сапогах.
- Иваныч, я, конечно, все понимаю, но так нельзя! Постоянно чего-то не хватает - то масла, то запчастей, то топлива. Как в таких условиях степь распахивать? Отвечай, бригадир!
Ответить Николаю было нечего. Нонна права - слаженная работа бригады - его первейшая задача, только решить ее невозможно в таких условиях.
- Товарищи, успокойтесь! В ближайшее время я обязательно решу эту проблему - снабжение наладится и мы сможем работать в полную силу.
Собрание снова зашумело, загомонило.
- Расходитесь, еще раз проверьте технику, подготовьтесь хорошенько - даю слово, что в ближайшее время мы сможем приступить.
Через несколько минут на площадке среди тракторов никого не осталось, кроме Нонны.
- Николай Иванович, мне кажется, что он подв0ровывает, а точнее пускает государственную собственность на сторону почти подчистую.
Девушка смотрела на бригадира с вызовом, уверенная в своей правоте и праве требовать ответа у руководства.
- Кто п0дворовывает?
- Леонид Павлович - он же за снабжение отвечает.
Иваныч увлек девушку в сторону, чтобы спрятаться от лишних ушей. Обвинения слишком серьезные - так просто бросаться словами нельзя.
Осмотрелся по сторонам, убедился, что никого рядом:
- Основания? Нехорошо своего товарища подозревать без доказательств.
- Я видела, как он вчера ночью передавал канистру с неизвестным содержимым зоотехнику из ближайшего поселка, а то ему сверток какой-то.
Вот же неугомонная особа! Передовик, труженница, каких мало, а такой детский сад разводит - в дететективов решила поиграть.
- Нонна Григорьевна, из-зо одной канистры вся работа встать не может. Вы же это понимаете? Даже если Леонид Павлович делает такие вещи систематически. Поймать на в0ровстве и заслуженно наказать надо, но... А что вы делали ночью в степи?
Девушка не смутилась, ответила спокойно глядя в глаза Николаю Ивановичу:
- Я следила за ним - услышала, как договаривается о передаче солярки в обмен на что-то и проследила. Сегодня снова пойду, поймаю его на месте. Вы со мной?
- С тобой - нечего по ночам одной в степи блуждать.
****
- И зачем я на все это согласился?
Иваныч лежал в густой траве рядом с Нонной, отмахивался от комаров и ждал когда произойдет хоть что-нибудь.
Рядом в полуметре примостилась Нонна.
Лежать на холодной земле неуютно, сыро, комары не дают покоя.
- Смотри- идет!
Девушка попыталась вскочить, схватить "пр6ступника", предьявить обvинения, поймать с поличным. Бригадир придержал ее, заставил пригнуться пониже и притихнуть - пока ничего не понятно.
Палыч остановился на тропинке, ведущей к столовой, там же рядом жили повара, стоял склад с продуктами.
Через несколько минут послышалось испуганное " Ой!" и торопливая речь.
На этот раз Николай Иванович не смог удержать Нонну и она выскочила из укрытия, понеслась разоблачать пр6ступников, разбазаривающих партийные ценности.
- Леонид Павлович, как вам не стыдно?! Вы понимаете какой вред наносите нашему общему делу? Комсомольцы со всей страны собрались, чтобы... Люба? Ты-то что здесь делаешь?
Николай Иванович молча потешался над всей этой ситуацией- он уже давно сопоставил все известные ему факты и пришел к верному выводу, осталось дождаться, когда "разоблачительница" все поймет.
- Не твоего ума дело! Сама что здесь забыла?
Две девушки готовы были вцепиться друг в друга, словно фурии.
- Нонна Григорьевна, почему мне должно быть стыдно? Причем здесь " общее дело"?
Леонид Павлович решительно вмешался вмешался в зарождающуся сс0ру.
- Вы раздаете или продаете солярку в поселок. И не отрицайте - я все видела и непременно доложу куда следует.
Нонна кипела праведным гневом и была готова бороться с несправедливостью на месте. Она даже забыла про ночную сырость и комаров - так была возмущена.
- Какую солярку? Ее уже два дня нет, потому что транспорт застрял из-за размытых дорог.
- А что же вы тогда отдавали в канистре? А взамен что получили?
Сдаваться девушка не собиралась, как и оставлять это безобразие просто так.
- Я крепкое запрещенное варю, а зоотехник из поселка такое любит очень. Я, конечно, не одобряю, но...
Палыч с нежностью посмотрел на Любу, она смутилась.
- Я за Любочкой ухаживаю, а купить и подарить в степи нечего, кроме цветов полевых, так что я выменял на продукт своего изготовления варежки на меху, что бы зимой не мерзла.
Нонна впала в ступор, Николай Иванович не выдержал, засмеялся.
- Ну что, активистка, комсомолка, может и нам пойти прогуляться? Ночь чудесная!
Иваныч подхватил девушку под локоток и повел по тропинке.
****
Солярку подвезли на следующий день, план был выполнен. Нонна еще долго стыдилась смотреть Палычу в глаза, а он не замечал ничего, кроме своей Любочки.