Четверть века назад финская тяжелая сцена впечатляла и внушала оптимизм, породив множество мелодичных и изобретательных команд. Среди этой волны было много самых разных исполнителей, но всех их, так или иначе, объединяла тяга к мелодиям и хитам. Sonata Arctica наиболее выгодно выделялась в power metal. И нет ничего удивительного в том, что, по прошествии более чем двадцати лет, эта волна финских самородков угасла, многие группы распались, а самые яркие представители изменили своё звучание.
Еще во времена "Reckoning Night" Sonta Arctica начали проявлять интерес к более сложному составу композиций, а на "Unia" ударились с головой в Progressive Power Metal, который ранее, в рамках группы, был не столь востребован. Лично я связываю падение популярности группы именно с этим периодом, потому что, помимо смены курса и логотипа, от группы откололся один из важнейших участников - Яни Лииматайнен, который, благодаря своей технике, добавлял в музыку динамику, обеспечивая песням Sonata Arctica внушительную долю драйва. Увы, эту энергетику он забрал с собой в свои проекты, а на смену пришел ремесленник Элиас Вильянен, отметившийся ранее малоизвестными сольными работами.
"The Days of Grays" оказался более слабым, чем даже предыдущая «Уния», а "Stones Grow Her Name" содержал слишком много экспериментов. Армия фанатов постепенно стала редеть, в результате чего был проведён обманный манёвр с возвращением прежнего логотипа на альбоме "Pariah's Child". Повторюсь, манёвр был обманным, потому что сама музыка и близко не напоминала ранние работы коллектива. Но этот альбом оказался все же получше остальных. Казалось бы, вот она, точка бифуркации, с которой начнется новая страница в истории коллектива. Но "The Nith Hour", и особенно "Talviyö" оказались просто очередными галочками в череде вялых и скомканных релизов.
С этого момента Sonata Arctica окончательно превратились в нечто несуразное, напоминающее не то расстроенную скрипку, не то вышедшего в тираж боксёра, который соглашается на последний матч исключительно ради денег, а не победы.
Впрочем, даже несмотря на то, что я открыл все карты уже в начале статьи, советую дочитайть материал до конца, ибо путь к затуханию Сонаты был по-своему интересен.
Альбом - «Stones Grow Her Name»
Страна – Финляндия, 2012 год
Стиль – progressive power metal
Содержимое: Группа играет на финской металлической сцене большое количество лет — тем не менее, музыканты искренне волновались за произведенное впечатление.
«Stones Grow Her Name» - это скромное продолжение сумасшедших идей. Но есть и крен в еще более насыщенные перевороты - на этом альбоме нет правил, нет «ясности с первого взгляда». Таким свойством обладают далеко не все стили метала. Альбом интересен в первую очередь своими переливами и структурной хаотичностью (хоть и стандарт «куплет-припев» здесь также не редкость) - и вся загвоздка в том, что настрой диска ничуть не «опущен», он не мрачен и не весел, он нейтрален - это позволяет быстро адаптироваться к его музыкальной составляющей.
И если «Уния» для некоторых любителей пауэра в свое время была еще более-менее приемлема на слух, то, в данном случае, насчет «Stones Grow Her Name» ничего подобного про «приемлемо» (и «удобоваримо») я не решусь говорить даже издалека.
Грубо говоря, пауэрщикам и любителям «Эклиптиков» качать строго противопоказано во имя прямо противоположного фармакологического эффекта. Пауэра тут кот наплакал (а лучше сказать, что его здесь и вовсе нет). Конечно же, все это дело вкуса – “Соната” уже потеряла часть своих поклонников, зато приобрела кое-что взамен. Пусть и не совсем равноценное.
Лучшие композиции: при всем общем не особо положительном отношении к данному релизу, следует обратить внимание на песни «Only The Broken Hearts» и «I Have A Right». Они, по-крайней мере, вполне перевариваемые и даже логичные в своем построении.
Альбом - «Pariah’s Child»
Страна – Финляндия, 2014 год
Стиль – progressive power metal
Содержимое: Забавно бывает, когда от альбома ждут одного или второго, а в итоге получают третье. И с данным диском "Сонаты Арктики" именно такой случай. Сколько было споров о том, каким будет новый альбом - продолжением сложной "Unia" или возвратом к истокам и мелодик-пауэру.
В итоге же, группа осталась тем, чем стала в начале нулевых, не отмотала не к первым двум альбомам, а предпочла продолжать создавать средствами поздних Blind Guardian атмосферу северной сказки, при этом не опошленной нелепыми фэнтезийными текстами.
Группа всегда была со своими тараканами в голове, в том числе и по-хорошему. Просто сейчс тараканов больше, а power – эклептики меньше. Sonata Arctica сама не ожидала, что влюбит в себя столько фанатов, а теперь ей простить не могут такой стиль.
Диск, в целом, оказался неплохим. Он впитал в себя многие технические и прогрессивные навороты "Унии", но это нисколько не осложняет восприятие альбома, "прога" тут ровно столько, сколько нужно. Техническая часть тоже на высоте, новый гитарист успешно влился в коллектив, но больше всего порадовали ветераны группы. Очень хорош шведский викинг с клавишами - Хенрик Клингенберг, но больше всего порадовал барабанщик Томми Портимо. На диске, наверное, самые интересные и техничные партии ударных в истории группы.
Лучшие композиции: невозможно пройти мимо трека «What Did You Do In The War, Dad?» - мощное содержание и сдержанное исполнение, и «Half A Marathon Man» - скорее хэви.
Альбом - «The Ninth Hour»
Страна – Финляндия, 2016 год
Стиль – symphonic power metal
Содержимое: С этим альбомом прояснились новые устремления группы - придать музыке ощущения воздушной лёгкости и чистоты. Первый блин в этом направлении пошёл в горло комом - так часто бывает при попытке кардинально обновить репертуар. При тех же лекалах, что и в предыдущем альбоме, в новом зазвучали отголоски более легковесных материалов, и (да-да) фальши.
Слушатель в первые минуты вполне может потеряться в складывающихся в песни кусках композиций, напрасно ожидать наступления того радостного момента, когда он начинает узнавать почерк группы. А такая песня, как "We Are What We Are", инструментально отсылает вообще к Nightwish.
Что касается обложки: радует решение выполнить её в виде сложной композиции, нравится трёхмерное оформление исконного логотипа. Единственное, что смущает - странная форма изображённой на картинке машины. Я не буду прямо называть то, что она мне так сильно напоминает.
Лучшие композиции: «Rise a Night» - хоть как-то аппелирует к былому, и баллада «Candle Lawns».
Альбом - «Talviyö»
Страна – Финляндия, 2019 год
Стиль – progressive symphonic power metal
Содержимое: Я совершенно перестал понимать, в чём смысл новейшего творчества Sonata Arctica. Это не продолжение экспериментов, но и не возвращение к истокам. Это не стилистические метаморфозы, а стилистические конвульсии. Вот вроде бы пауэр, но какой-то невероятно тухлый, с крайне вялой энергетикой.
Это, наверное, музыка, написанная с целью зацепить слушателя, но всё, что видимо намечалось в качестве хуковых мест, звучит слишком вальяжно. Или так кажется из-за записи и сведения, которые, говоря по правде, просто позорные и демонстрируют откровенное неуважение к потребителю. Каждый инструмент будто пытаются придушить подушкой, а уж нелепый "хруст" гитары - нечто совершенно унизительное для музыки с претензией на хоть какой-нибудь там "метал".
Что до вокала Тони Какко, то он может буквально в рамках одной песни совершить несколько фазовых переходов: от мощи к ленивому полупроговариванию строк или вообще пению невпопад. В итоге и получаются тут ну вот почти-что-песни. Вроде бы ничего совсем отвратительного, но слушать тяжело физически, а переслушивать и вовсе пытке подобно.
Неужели мужики записывали альбом впритык к дедлайну, намеченному лейблом? Это либо жуткая спешка... Либо же настоящая Sonata Arctica тихо скончалась где-то в 2016-м, но её душа не покинула бренную землю, и, подобно неупокоенному призраку, ещё пытается что-то нам играть и петь. А воспринимается это всё в столь серых красках просто потому, что сигнал идёт к нам - буквально - из принципиально иной проекции бытия.
Лучшие композиции: нет
Альбом - «Acoustic Adventures (Volume One)»
Страна – Финляндия, 2022 год
Стиль – acoustic rock
Содержимое: Не знаю, у кого как, но лично у меня подборка песен с этого продукта вызывала вопросы. Какие новые горизонты банда собирается открыть из собственных баллад, полубаллад и прочих родственных по форме треков? Непонятно. Давно знакомые "Alone in Heaven", "Tallulah", и другие близки к оригиналам настолько, что по большому счёту их существование ничем не оправдано.
Акустическая гитара тут полностью повторяет электрическую. Клавишные также сохраняют мелодику, Тони Какко поёт неплохо, но не все ноты ему легко даются. В общем, на выходе те же картины, но с гораздо меньшим количеством оттенков.
Казалось бы, всё очевидно: акустическая версия рок-композиции зачастую помогает раскрыться тем аспектам её мелодики, что в "электрическом" варианте банально теряются. Не говоря уж о том, что можно и с аранжировками в целом поэкспериментировать в более плавном и спокойном ключе. Но все равно создается впечатление, что "Acoustic Adventures" – не иначе, как попытка срубить бабла нахаляву.
Лучшие композиции: нет
Друзья! Благодарю за внимание к каналу! Для нынешних нелегких времен на Дзене подписка и лайк были бы совсем не лишними. А репост ссылки на него в соцсети было бы вообще ненаучной фантастикой, почти как то, что Sonata Arctica заигает, наконец, что-то путнее!