Найти тему

"Руководитель должен быть одинок"

20 марта 2022 года исполнилось бы 100 лет Ирине Александровне Антоновой.

Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа

Ученый-искусствовед Ирина Антонова возглавляла Пушкинский музей с 1961 по 2013 год, с 2013 по 2020 год была президентом музея. Она была замужем за доктором искусствоведения, заведующим сектором классического искусства Запада Государственного института искусствознания Евсеем Ротенбергом, с которым прожила в браке 64 года. Ее супруг ушел из жизни в 2011 году, а в ноябре 2020-го умерла Ирина Антонова. Ей было 98 лет. У супругов остался сын Борис.

Вчера на канале "Культура" с удовольствием посмотрела передачу, посвященную ей. В одном из интервью Ирина Александровна сказала, что некоторые считают её "железной леди". По её мнению "руководитель должен быть одинок". Ирина имела в виду не одиночество по жизни. Супруг у нее был, друзья тоже. Одинок в коллективе. В понятие такого одиночества входило то, что у руководителя среди сотрудников не должно быть любимчиков и приближенных, а также соблюдение дистанции, со всеми коллегами только деловое общение.

Я заметила, что мало кому из руководителей удается быть одинокими ради пользы дела. Ведь "и в сердце льстец всегда отыщет уголок". Особенно трудно, на мой взгляд, женщинам-руководительницам соблюдать дистанцию, не окружать себя подружками. На моем пути повстречалась только одна такая директриса, а работала я во многих школах нашей страны от Москвы до Анадыря.

Когда мне было 33 года, меня дважды приглашал завроно на беседу. Он пытался уговорить меня возглавить новую начальную школу. Я отказалась, сказав, что я люблю работать простым учителем, отвечать только за свою работу, а не за работу всего коллектива. Тогда завроно решил польстить моему самолюбию, заявив что на эту должность меня рекомендует руководство школы и мои опытные коллеги. В ответ я пошутила, что таким повышением пытаются избавиться от меня. Но настоящие причины для отказа были другие. Просто я не хотела их озвучивать завроно.

Во-первых, я боюсь выступать на сцене, а на августовских конференциях всегда директора с трибуны отчитывались о проделанной работе за прошедший учебный год. До 10 лет я была звездой сцены. А после смерти папы произошел психологический срыв: на сцене стала чувствовать такое одиночество и дикий страх, что у меня настолько пересыхало во рту, что я не могла пошевелить языком. При одной мысли, что мне предстоит выступать на сцене, у меня сердце выскакивает из груди, от такого учащения пульса я чуть сознание не теряю.

Во-вторых, мне бы пришлось никому не давать поблажек, даже своим близким подругам. Они мне говорили: "Соглашайся! Мы уволимся и пойдем к тебе в новую школу работать". Но я понимала, что стиль наших отношений изменится, и в силу моей принципиальности я не буду давать им никаких поблажек, стану требовать так, как и с других сотрудников. Тогда они начнут говорить: "Как власть портит людей!"

Теперь я понимаю, что поступила правильно. Я просто на интуитивном уровне понимала, что руководитель должен быть одинок, а для меня дружба важнее карьеры.

Считаете ли вы, что руководитель должен быть одинок? Поделитесь своим мнением.

Если вам понравилась статья - ставьте лайк. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации!

#100 лет Ирине Антоновой #руководитель должен быть одинок #страх перед сценой #дружба важнее