Мы выросли на классике волшебной киносказки от советского режиссера Александра Роу. Все фильмы, которые он снял, вызывают лишь теплые чувства и приятную ностальгию. Россияне с удовольствием их пересматривают и показывают детям, но много лет назад всё было совсем иначе.
«Почему сейчас не снимают таких шедевров? Зачем уродуют истории для детей всякими современными шуточками? Разве нельзя снять так, как это делал раньше Александр Роу?» Такие отзывы всегда звучат после очередной экранизации известной сказки. Фильмы Роу стали классикой, которую обожают если не все, то почти все. Но мало кто знает, что когда-то известного советского режиссера недолюбливали и актеры, и чиновники.
Почему Александра Роу не любили актеры
Народный артист РСФСР Александр Роу снял 16 фильмов, и из них большая часть — 14 — детские. «Марья-искусница», «Морозко», «Королевство кривых зеркал», «Варвара-краса, длинная коса», «Финист — Ясный Сокол» — эти киноленты знает каждый.
Такой выбор Роу сделал неслучайно: в 30-е годы он одним из первых понял, что экранизация сказок поможет ему избежать работы «на идеологию». Он постоянно повторял: нельзя навязывать детям нравоучения, они этого не любят. Мораль надо прятать среди приключений и смешных ситуаций, а не выносить на первый план.
Работать с Роу было сущим наказанием для актеров по двум причинам. Во-первых, режиссер терпеть не мог новичков и всегда предпочитал работать с одними и теми же артистами. Доходило до смешного: например, любимчику Роу Георгию Милляру нередко доставалось несколько ролей в одном фильме.
К тем же, кого Александр видел впервые, он относился со скепсисом и недоверием. Актеры замечали отношение Роу и, конечно же, обижались: как можно судить о людях, когда работа толком не началась! Это приводило к постоянным конфликтам, а усугублялось это второй чертой режиссера.
Спецэффекты — наше всё!
Александр Роу во время работы был сосредоточен на спецэффектах: на них уходило огромное количество времени и сил. Для «Василисы Прекрасной» режиссер придумал Змея Горыныча длиной 11 метров, управляемого командой из 20 человек, для «По щучьему веленью» — уникальную самоходную печь с водителем внутри. О работе Роу с восхищением отзывался даже Стивен Спилберг. «Это настоящее самостоятельное культурное явление, которое никому еще повторить не удалось!» — так американец говорил о «Марье-искуснице» и «Морозко».
И в то же время Роу совсем не желал работать с актерами. Он мог просто бросить: «Теперь снимаем такую-то сцену». Стоило кому-то спросить, что же именно надо делать, как Роу начинал раздражаться: «Вы же артисты, получали специальное образование, сами должны знать!» Мало кого из актеров такой стиль работы радовал, и потому сказочник славился как режиссер, иметь дело с которым очень непросто.
И, конечно же, Роу терпеть не могли чиновники. За что только его не ругали: то знаменитость и пример для всех советских граждан возьмет на роль злодея, то снимет что-то безыдейное вместо гимна коммунизму. Но время всё расставило по своим местам: большинство «правильных» кинолент давно позабыты, а фильмы Роу до сих пор смотрит и любит вся Россия.
#александр роу #советская классика #советcкие фильмы #советское время #советское кино #советские комедии #фильмы ссср #советские актеры #советский союз