Найти тему
Мир Фэнтези

Радагаст Бурый - один из пяти волшебников Ордена Истари. Часть вторая. Описание.

Оглавление

В первой части своей статьи я подробно обсуждал биографию Радагаста, от его охраны эльфов от злых духов на берегах Куивиэнена до послания, переданного им Гэндальфу. Здесь же мне бы хотелось рассказать о его миссии, характере, способностях и умениях.

Росгобель. Тед Несмит.
Росгобель. Тед Несмит.
Примечание: Данная часть статьи является полностью основанной на канонических материалах Толкина, а не какими-то "бреднями" автора или его "больными фантазиями".

Описание

Характер, способности и умения.

Известно, что Радагаст пришёл в Средиземье вместе с Гэндальфом, хотя об этом редко говорится [«История Средиземья, том XII»,«Последние тексты: Истари»]. Как и другие члены Ордена, он имел собственный посох. Возможно, вследствие той встречи оба мага часто сотрудничали друг с другом, благодаря чему сопротивление Саурону оказывалось куда активнее. Кроме того, Бурый нередко помогал своему товарищу по Ордену в решающие моменты [«Природа Средиземья», «Описание персонажей: Гэндальф»].

Радагаст считался мастером форм и меняющихся оттенков и обладал обширными познаниями о зверях, птицах и обо всём, что растёт. Они были поистине впечатляющими, однако представляется очевидным, что Гэндальф знал о них ещё больше и относился к животным и птахам с большей любовью. Контраст между ними отмечает и сам Беорн, который нашёл Бурого «славным малым», хотя и не слишком полезным [«Природа Средиземья», «Описание персонажей: Гэндальф»].

Во «Властелине Колец» Радагаст производит впечатление достаточно невзрачного, особенно в сравнении с Гэндальфом, и небрежного персонажа. Кроме того, он очень наивен, так как именно с его помощью Саруман сумел завлечь Митрандира в Ортанк и использовать зверей и птиц Бурого в качестве шпионов. Однако точно так же, как волшебник решил отправиться в долгое путешествие ради Белого мага, так и ради Серого Странника охотно соглашается помочь ему и (более того!) выполняет своё обещание [«История «Хоббита», «Медвед: Радагаст»].

Миссия.

Если исходить из утверждения в «Неоконченных Преданиях», то очевидно, что Радагаст, как и Синие маги, потерпел неудачу. Однако, как отмечает Джон Рэйтлифф в «Истории «Хоббита», это суждение кажется нехарактерно суровым в свете того, что говорится о Буром в фактическом опубликованном тексте «Властелина Колец».

Радагаст никогда не поддерживал Саурона, поэтому можно предполагать, что его миссия состояла в защите птиц и зверей от разрушающей землю Тьмы, которая опустошила Бурые Земли вместе с садами Жён Энтов, осквернила природу перед Чёрными Вратами и оставила Мордор умирающей землёй. В этой связи Джон Рэйтлифф не считает большой натяжкой предположение о том, что истинной причиной его спешки после того, как волшебник передал послание Сарумана, было предвидение предстоящего нападения и беспокойство о жителях леса [«История «Хоббита», «Медвед: Радагаст»].

Таким образом, в Радагасте отчётливо проглядывает тот, кто, насколько может, противостоит Саурону и всему, что он обезображивает, и справедливо ценит существ, являющихся творениями Йаванны. Вместе с тем, волшебник, по всей видимости, недооценивает детей Илуватара, на которых сосредоточены все остальные Истари [«История «Хоббита», «Медвед: Радагаст»].

Его преданность птицам и зверям можно рассматривать как параллель любви Гэндальфа к хоббитам, а его дружба с Беорном красноречиво говорит не только о помощи медведям и остальным животным, но и людям, обитающим там (таким как Беорнинги и Лесные жители). Поэтому, вероятно, слова Митрандира, обращённые к Денетору II («Гондор может погибнуть, но я не назову себя побеждённым, если хоть что-нибудь продержится до утра, чтобы расцвести и дать добрый плод грядущим временам), можно применить и к Радагасту [«История «Хоббита», «Медвед: Радагаст»].

В конце концов, Радагаста следует рассматривать как «хорошего парня» и достойного волшебника, но не исключительного персонажа, как Гэндальф, который выходит за рамки своей первоначальной миссии, чтобы стать «Врагом Саурона». Желание подчеркнуть достижения Серого Странника, по-видимому, привело Толкина к некоторому «очернению» других волшебников в период сразу после завершения «Властелина Колец», в то время как много лет спустя Профессор признал, что их вклад, хотя и меньший, чем у Гэндальфа, тем не менее достоин похвалы [«История «Хоббита», «Медвед: Радагаст»].

3 часть данной статьи можно прочитать здесь.

#литература #искусство #кино #интересные факты #фантастика #фэнтези #культура #творчество #чтение #властелин колец