Найти тему
Свобода во Христе

Читаем Евангелие от Луки 11: 4. «Не введи во искушение»

Фото Александра Дроздова
Фото Александра Дроздова

Молитва «Отче наш» по Евангелию от Луки заканчивается словами: «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Лук.11:4).

Лукавство в библейском понимании – это вовсе не та добродушная ленинская улыбка, доброго, мудрого, с лукавым прищуром глаз любимого вождя.

«Лукавый» здесь несомненно относится к дьяволу, отцу лжи. Но не только к нему. «Лукавый» (с греч. понэрόс) – плохой, дурной, злой. Этим эпитетом в древнегреческой литературе описывали подлых и низких негодяев.

Мы не можем воочию видеть сатану – Господь хранит нас от личной встречи с ним. Но мы постоянно сталкиваемся с его подручными и с его орудиями на земле. Поэтому молитва Христа учит нас просить о Божьей защите не сколько от самого диавола, сколько от встреч с дурными, лживыми, агрессивными, подлыми и жадными людьми.

«Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя: они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань, изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их. Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои»( Пс.139:2-5).

Нам следует молится избавить нас от общества таких людей, потому что соблазны и искушения, исходящие от них, могут совратить нас к греху.

Однако некоторые древние рукописи Евангелия от Луки не содержат фразы «но избавь нас от лукавого» и заканчиваются на слове «искушение». Именно так мы читаем текст в переводе Российского Библейского общества и других переводах Библии на русский язык.

А для тех переводов, где эта фраза присутствует, есть еще одно значение слова «лукавый» - зло, скверна. Поэтому речь может идти не только о сатане и его приспешниках, но также и о самом молящемся – «но избавь меня от лукавства», то есть от моего собственного зла.

Мы видим здесь несколько иной оттенок, и нам действительно стоит об этом молиться, потому что мы постоянно подвергаемся и лукавству, и лицемерию, и всякому злу. «Ибо лукаво сердце человеческое, и кто узнает его? Избавь меня, Господи от всякого зла, гнездящегося также и внутри меня».

«Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их… . Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный » (Пс.140:3,4; 138:23,24).

Что есть искушение? Какова его природа?

Греческое пейрадзо (искушать) имеет три значения: 1) пытаться, делать попытку; 2) испытывать, подвергать испытанию – не от этого предостерегает Иисус, давая образец молитвы. Нет ничего плохого в том, что мы что-то пытаемся совершить, сказать, подумать, если в этом нет ничего предосудительного. Также нет греха и в том, чтобы всё испытывать, проверять, сравнивать.

Поэтому в связи с предостережениями Христа нас интересует третье значение глагола пейрадзо: 3) пытаться совратить, уловить, соблазнить. Здесь видна ярко выраженная негативная окраска. Именно от этого значения слова «искушать» происходит имя сатаны – искуситель.

Какова природа совращения? И чем она отличается от испытания?

Когда нас испытывает Бог, Он воздействует на нашу веру, наше терпение, выдержку, на нашу совесть, мудрость, любовь. То есть на всё то, что является нашей лучшей, духовной стороной. Он делает это, чтобы упросить, укрепить, развить это лучшее, воспитать добродетель, чтобы мы были способны на всякое доброе дело, научились сострадать и любить ближнего своего. В этом суть испытания.

Но соблазн и совращение – это нечто противоположное. Сатана ищет в нас не духовное начало, а воздействует на самые низменные качества человеческой природы: похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую.

Диавол пытается сделать для нас привлекательными нашу гневливость, обидчивость, жадность, подлость, ненависть. Он говорит: «Ты всегда прав. Не слушай никого. Освободи свою ярость. Врежь ему как следует! Задай ей по первое число!»

Вот суть искушений от диавола. Вот во что нам нельзя погружаться и вот в чем смысл слов Христа: «Не введи нас во искушение». Именно поэтому сказано: «Не давайте места диаволу» (Еф.4:27), но бодрствуйте и молитесь о Божьей защите, потому что только дух бодр и силен, он придает сил немощной плоти – плоти податливой греховным вожделениям, то есть слабой, уступчивой, склонной к греху.