Найти тему
ИНТЕРСЕТ

Экспозиции Массандровского дворца Александра III

Осмотрев территорию прилегающую к дворцу и дождавшись указанного в билетах времени

мы, в составе организованной группы, переступаем порог одного из величественных сооружений Южного берега Крыма конца XIX - начала XX вв., чтобы познакомиться с постоянно действующими музейными экспозициями, которые сегодня развернуты на дворцовых площадях.

В прохладном вестибюле Массандровского дворца

-2

мы останавливаемся перед настенными панелями, облицованными майоликовыми изразцами с кобальтовой росписью - новаторский прием в архитектуре того времени.

-3

Здесь же (в вестибюле) расположена и экспозиция, посвященная истории имения Массандры и различным периодам строительства Массандровского дворца, последний вариант которого

-4

связан с именем академика архитектуры и профессора Академии художеств Максимилианом Егоровичем Месмахером.

-5

Из вестибюля мы попадаем в Бильярдную - помещение, оформленное по мотивам поздней английской готики: лепной узорный потолок (выполнен петербургским мастером М.А. Жилкиным), сложнопрофильные дубовые панели на стенах, наличие небольшой галереи, обращенной окнами в парк. В углу комнаты мы видим камин, топка которого выполнена из чеканной черной меди на заводе Карла Винклера (С.-Петербург) по технологии мастеров кузнечного дела г. Нюрнберга. На стенах - произведения русских художников второй половины XIX в. (В. Орловский, В. Поленов, В. Верещагин и др.), выполнявших заказы членов царской семьи.

Переходим в Парадную столовую. Открытые потолочные балки, дубовые настенные панели, в орнаменте которых встречаются рыцарские щиты - все это элементы замковой архитектуры XVI-XVII вв. На столе - мейсенский фарфор XIX в. и продукция российской фабрики М.С. Кузнецова. На буфетных полках - сувенирные тарелки, среди которых имеются и достаточно ценные экспонаты, например, тарелка с монограммами датского короля Христиана IX и королевы Луизы (родители Императрицы Марии Федоровны).

На некоторое время задерживаемся возле дубового камина (в оформлении использованы мотивы французского Ренессанса начала XVI в.), плоскость портала которого отделана все теми же майоликовыми изразцами с подглазурной росписью (работа Эмиля Кремера).

По винтовой лестнице поднимаемся на второй этаж (помещения которого предназначались для приемных и кабинетов) и оказываемся в Приемной Ея Величества. Отсюда, через дверь, застекленную зеркалевидным французским стеклом над которой располагается панно в виде фигурного фронтона со стилизованной буквой "М" , можно попасть в кабинет Марии Федоровны.

Следуя дальше (по коридору)

-10

мы оказываемся в Приемной Его Императорского Величества. Здесь, в свое время, находился дежурный адъютант, а немногочисленные посетители, в ожидании приема, могли воспользоваться библиотекой (представлены книги конца XVIII в., коронационные альбомы и др.). Также на книжных полках выставлены приветственные адреса, преподнесенные царской чете по случаю их серебряной свадьбы (отмечалась 28 октября 1891 г. в Ливадии). В дальнем углу приемной находится потайная дверь, а за ней - винтовая лестница, по которой можно было спуститься на первый этаж. Следует обратить внимание и на лепнину потолка - она сохранилась еще с тех далеких времен (за некоторым исключением).

Из приемной мы переходим в Кабинет Его Императорского Величества. Интерьер данного помещения выполнен в лучших традициях классицизма. Ниша, двери, панели изготовлены из орехового дерева. Все предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, представленные здесь - типовые для дворцовых интерьеров XIX в. В дальнем конце кабинета, в нише, расположен мраморный бюст Александра II (работа неизвестного скульптора, середина XIX в.), который был перенесен в Массандровский дворец из Ливадии. В экспозиции также представлены портреты царских особ, копии гравюр с живописных портретов Крюгера, портреты кисти академика акварельной живописи С.А. Александровского и работы других художников.

Следующее помещение дворца - Опочивальня Их Величеств. Известно, что члены царской семьи в этом дворце никогда не оставались на ночь (под боком была основная царская резиденция - Ливадийский дворец), поэтому комната воссоздана как небольшая гостиная, выполненная в стиле рококо, основу интерьера которой составляет гостиный гарнитур фирмы "Гамбс" с теми самыми известными 12-ю стульями (4 уже, очевидно, успели распотрошить). На стенах - полотна А. Шарлеманя с изображением пасторальных сцен.

Самые светлые покои второго этажа - Кабинет Ея Императорского Величества. Здесь представлена мебель работы русских мастеров XVIII в., на потолке - хрустальная люстра с подвесками. На камине - подсвечники-жирандоли, на столе - фотографии Императрицы Марии Федоровны, ее сестры - Александры (королева Великобритании) и дочери королевы. На потолке просматриваются фрагменты оригинальной росписи, а на окне - элементы оригинальной фурнитуры.

Из кабинета Марии Федоровны мы переходим в Парадную прихожую,

а оттуда уже попадаем на Парадную мраморную лестницу (в декоративном оформлении лестницы использованы элементы стила "модерн", а изящная лепнина потолка - работа мастера художественной лепки М.А. Жилкина),

по которой и спускаемся вниз.

Массандровский дворец
Массандровский дворец

На этом наша экскурсия по Массандровскому дворцу завершается, но на этом не заканчивается наше знакомство с многочисленными достопамятностями Крыма, так что подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации на данную тему.

Источники информации:

1. Материалы Алупкинского музея-заповедника.