Найти тему
Истории Алексея Боярского

Море, шторм, пистолет: история с капитаном

Оглавление

Для репортажа о морских перевозках время выбрали, конечно, не самое курортное – ноябрь. Но, может оно и колоритнее получится. Договорились с транспортной компанией: мы с фотографом грузимся в Приморье на судно, идем на нём 10 суток до Йокогамы и столько же обратно. Сухогруз «Инженер Худомясов» в Японию повезет в трюме металл и какую-то мелочевку, назад – сборные контейнеры. Позвонил капитану Александру Небейголова.
- Только это не морской порт Владивостока - причал в… Координаты по гугл-картам скину. Часа четыре от города на машине. Мы там с утра дозагрузимся и после обеда дальше пойдем. Не опоздайте…

«Инженер Худомясов» оказался внушительнее, чем я себе представлял: самоходная баржа длиной 140 м и бортами 8 м. Как потом пояснили, относится к ледовому классу – спокойно идет среди разреженных льдин.

- Сан Саныч, - представился капитан.

На вид ему было около пятидесяти. Невысокий, полный, даже пузатый мужик. Темный ежик на голове, рябое лицо, мешки под глазами, короткая неопрятная рыжеватая борода. Одет по-рабочему: какие-то тренировочные штаны, потертая ветровка, из под которой виднелась такого же вида футболка. На ногах стоптанные кроссовки.

Экипаж по штатному расписанию – 11 человек. Помимо капитана ещё два судоводителя (помощник капитана и штурман), два судомеханика, четыре матроса, один электрик и кок. Правда, один матрос и второй механик отсутствовали - в тот рейс вышло 9 человек. Всем явно до сорока лет, а помощник и штурман вообще молодые ребята - обоим около тридцати.

Нас определили в одноместные каюты с табличками "Моторист-рулевой": койка, тумбочка, иллюминатор с сеточкой от комаров и раковина.

Штурман Женя, высокий жилистый парень с ясными голубыми глазами, провел нам инструктаж по технике безопасности и судовым правилам:
- По сигналу шлюпочной тревоги надеваете гидрокостюмы и перемещаетесь в кают-компанию. Она как раз на шлюпочной палубе. Там по команде грузимся в шлюпку…

Женя показал, где у нас в каютах лежат гидрокостюмы.

- Знакомая штука, - мрачно заметил мой напарник. – Проходил хует на Сахалине.

- Что проходил? – не понял Женя.

- Хует, - повторил фотограф. – Латиницей HUET — Helicopter Underwater Escape Training. Тренинг по спасению из тонущего вертолета. У меня съемка была на платформе Газпрома в Охотском море. Лететь на вертолете. Ну, так чтоб допустили, необходимо пройти этот самый хует. Напяливают на тебя гидрокостюм, сажают в вертолет, который топят в бассейне. А ты должен из него выбраться и, типа, спастись.

- Хороший тренинг, - кивнул Женя. – У нас в мореходке такого не было.

- На самом деле, чушь собачья, - усмехнулся фотограф. – Одно дело, когда всё это происходит в светлом бассейне в воде +26С. Всплыли со дна, забрались на плот, а если без плота, то сцепились в кружок. И плаваешь, типа, пока не придёт помощь… А потом мы летели на платформу в настоящем вертолете над настоящим морем. Тоже осень была. Море уже днем мрачное. Волны по два метра. Да и вода, наверное, не больше +2С , а то и все -2С – соленая же при ноле не замерзает ещё. Сколько ты в таких условиях сможешь продержаться? Это даже не тайга. Представил себя вот так посреди этого моря, где на сотни километров вокруг никого нет – просто мистический ужас охватил. Как в холодном космосе. По мне, так лучше б вместо этого хуета выдали каждому по пистолету Макарова, чтоб сразу застрелиться…

Мне казалось, что такое здоровое судно должен выводить в акваторию буксир.

- Должен, конечно, - ухмыльнулся Небейголова. – Только не на этом причале.

Маневр отчаливания напоминал разворот фуры с прицепом. Разница в том, что грузовая часть судна находится впереди рубки. Руль сзади, "привод" тоже задний — 140-метровую "фуру" надо толкать вперед. При этом необходимо делать поправку на ветер и течение, неверное движение — и можно разбить борт о причальную стенку.
"Сан Саныч, десять сантиметров, проходим!" — кричит по рации моторист, расположившийся на носу. "Назад! Сейчас шлюпкой заденем!" — орет штурман с кормы. Невозмутимый капитан Небейголова с сигаретой в зубах, сидящий в кресле рулевого, в этот момент походил как раз на лихо выруливающего дальнобойщика.

- Судну в будущем году 50 лет исполнится. Почти как моей жене,— заметил Небейголова.

А на вид ведь и не скажешь: никакой ржавчины, внутри все аккуратно и даже современно отделано. Видимо, после капремонта. Возраст выдает приборная панель в рубке: старинные тумблеры, стрелочные индикаторы, половина из которых не работает. Например, тот, что должен показывать уровень горючего,— уровень определяют, опуская лот в бак.

Позже Женя нам расскажет, что принимая судно, капитан не просто сам руководил капремонтом, но и кучу всего сделал своими руками.
- Какой элемент в безопасности судна самый главный? – поделился Женя. – Капитан…

- А ты ведь тоже на капитана учился? – поинтересовался я.

- Ага, на курсе судовождения. Это я недавно штурманом.
Еще в прошлом году матросом ходил. Все так начинают, несмотря на образование. Витю и Костю матросов видели? Как и я. Дело не в том, что должностей не хватает. Тут опыт охрененый нужен. Учимся у Сан Саныча. Он ведь теплоходы не только по винтикам разбирает – видели, как с рулем управляется?...

…Спустя три дня были уже где-то в середине Японского моря. Многодневные морские переходы здесь не предлагают разнообразия: даже пираты это — где-то там, ближе к Африке.

- Рутина тут,— говорит капитан,— шесть часов вахта, потом шесть часов отдыхаешь, потом опять вахта. Но странно, на суше чувствуешь себя не в своей тарелке — дни считаешь, когда же снова эта рутина начнется. У меня так вот уже 30 лет.

На эту вахту специально для съемки Небейголова облачился в китель, надел фуражку. И для понту сменил привычный бычок во рту на классическую капитанскую трубку.

А нам, в принципе, делать было уже абсолютно нечего. Все возможные интервью у команды были взяты. Напарник мой, конечно, с камерой не расставался, но до Йокогамы новых сюжетов не предполагалось. Завтрак, обед, ужин. Поболтаться в рубке рядом с рулевым, побазарить с коком на камбузе, да и пойти дремать к себе в каюту. Благо, наклеенный на шею специальный пластырь на время избавил от симптомов морской болезни…

… Проснулся я от того, что стукнулся головой о стену и чуть не упал со своей лежанки. Судно страшно качало. Темень. Задраенный иллюминатор заливает волной. Кое-как открыл дверь, вышел в коридор и, стукаясь о стены, начал медленно пробираться в сторону рубки. В момент открывания двери, судно наклонилось вперед и меня буквально внесло в рубку.

- Что, почувствовал 10- балльный?! – мой напарник двумя руками держался за прикрученное кресло.

Пол, хоть и сделанный небольшим конусом, чтоб компенсировать угол при качке, буквально уходил из-под ног.
Помимо фотографа и дежурившего у руля Жени, в рубке уже был Небейголова и помощник Сергей.

Свет на мостике выключен - иначе плохо будет видно море. Горит лишь фонарик, под которым капитан и помощник изучают раскрытый альбом формата А3 — атлас с картой фарватеров и указанием глубин. А мне-то казалось, что в век гаджетов бумажные карты исчезли. "GPS-навигатор у нас тоже есть,— кивает на качающийся где-то там в углу монитор Нейбейголова. — Но там карта старая, необновляемая — за обновления платить надо, да и непонятно, кто их делает. А бумажные атласы подтверждены государственной службой, которая и корректировки по глубинам периодически по имейлу присылает — мы в атлас сами вносим".

Стало страшно. Погода сменилась настолько быстро, что не оставила возможность для маневра. Мы внутри циклона или антициклона, или хрен его знает чего, что вполне характерно для Японского моря в это время года. В памяти сразу всплыли сводки новостей об исчезнувших со связи рыболовецких судах. На поиск которых и выйти-то из-за шторма все равно не могли.

- А что говорит диспетчер или с кем там есть связь? – поинтересовался я.

- Нет связи, - коротко ответил Женя.

Судно качало как на американских горках. Волна заливала палубу так, что будь на ней контейнеры, их наверняка бы сорвало в море. И вокруг темень и грохот. Даже без приказа капитана было ясно, что из закрытых частей судна выходить нельзя. Нас с напарником не попросили не отвлекать экипаж, да мы и сами поняли, что лучше убраться в каюту.

- Пошли на камбуз, - предложил фотограф. – Послушаем, что мудрый кок скажет.

Нашему появлению кок явно обрадовался:
- Отлично, что пришли. Держите холодильник! Упритесь в него, пока я укреплю! Сорвался с болтов зараза…

Насколько удалось, мы прижали уже грозивший оторваться от стенки металлический шкаф, пока кок перехватывал его тросом…

- Вряд ли это ураган, - покачал головой кок. – Это вам с непривычки кажется. Еще при жестком шторме холодильник бы тут уже вовсю летал, не то, что урагане…

В этот момент холодильник вырвав трос, полетел через весь камбуз.

А через несколько секунд мы услышали протяжные гудки шлюпочной тревоги...

- Ничего страшного – просто перестраховка, - успокоил нас в кают-компании Женя, так же облачившийся в гидрокостюм.

- То есть, в шлюпку сейчас не пойдем? – уточнил я.

- Шлюпка – это на случай затопления судна. Ну, там пробоина или типа того. А сейчас у нас пока все нормально. Просто если вдруг перевернемся… Чтоб была возможность быстро выплыть. Вот как из твоего вертолета, - Женя кивнул моему напарнику.

За толстым стеклом каюты грохотал ураган. Градусник внутри показывал плюс10С, снаружи - минус 5С.

- Ага, водичка как раз чтоб застрелиться, - мрачно проворчал фотограф.

- Всё будет нормально, - махнул рукой кок. – Саныч там на мостике спокоен как мороженый минтай. И не такое проходили. Лично я в него верю.

Тут кок тяжело вздохнул и, махнув рукой в сторону рубки, продолжил:

- Сейчас остается верить только в него.

Сидящие рядом члены команды молча кивнули.

- Пошли к нему, - тихо сказал мне напарник. И в этот момент я заметил, что у него в руках камера. Мы молча встали двинулись в рубку.

Небейголова в гидрокостюме стоял у руля. Рядом, готовый его сменить, помощник Сергей. Удивительно, но на наше присутствие они никак не отреагировали – даже не отвели взгляд от лобового стекла. Укрепившись на полу рубки, мой напарник начал съемку…

Это напоминало какой-то серфинг. Да, собственно, это он и был. Судно нужно было держать по волне, или поперек волны, или еще хрен знает как, но чтоб держать. Фактически, всё сейчас было в руках одного человека. Остальные десять мужиков в него верили…

…Всё закончилось довольно быстро – не прошло и суток. Море стало ровным и дружелюбным. И даже просветлело. Как будто всегда было таким паинькой с белыми барашками.

У руля капитана Небейголова сменил штурман Женя.
Увидев, что капитан ушёл в свою каюту, мы поспешили за ним.

- Плевать, что устал - его нужно записать, пока эмоции не остыли, - прокричал мой напарник, и я с ним согласился.
Дверь в каюту капитана была незаперта.

Небейголова стоял к нам спиной у письменного стола. Расстегнув гидрокостюм, он извлек откуда-то из-под него… небольшой черный пистолет. Не вынимая обоймы, передернул затвор – на стол вылетел сидевший в канале ствола единственный патрон.

Благодарю Александра Петросяна за предоставленное для иллюстрации фото.

Отблагодарить автора твердой монетой:

Читать ещё: История почти по Киплингу

И ещё: История с порно

#море #истории из жизни #армия #дальний восток #север #мужские истории #психология #путешествия #приключения #япония