В предыдущей статье я рассказывал об истории Введенского (Немецкого) кладбища – одного из известнейших и самых эстетичных некрополей Москвы. В продолжении расскажу о нескольких захоронениях знаменитых людей. Что нам оставили эти люди? Какое архитектурное наследие в неоготическом стиле хранит память о них?
Владимир Феррейн (1834-1917), фармацевт
Одно из роскошных фамильных захоронений Введенского кладбища принадлежит семье Феррейнов. Знаменитые фармацевты владели аптекой на Никольской улице – она считалась одной из крупнейших в Европе. После национализации Владимир Феррейн был разорен, аптека продолжала работу, а бывший владелец работал в ней кладовщиком.
Здание было реконструировано в 1899 году по проекту архитектора Адольфа Эрихсона. Главный фасад выполнен в стиле неоренессанса, а вот фасад со двора похож на миниатюрный замок с башенкой и часами. Аптека на этом месте проработала до начала 2000-х, сейчас здесь бутик.
Роман Клейн (1858-1924), архитектор
На Введенском кладбище в разное время были похоронены известные архитекторы. Среди них знаковый творец московской неоготики Роман Клейн.
Выпускник императорской Академии художеств стажировался в Италии и Франции. Клейн реализовал свыше 130 проектов, главным образом в Москве. В их числе, например, здание Пушкинского музея.
Среди работ в готическом духе выделяются проекты универмага Мюр и Мерилиз на Петровке (известен нам как ЦУМ) и мебельной фабрики этой фирмы.
Клейн также спроектировал ресторанный корпус и водонапорку Трёхгорного (Бадаевского) пивоваренного завода. Готический декор получила и городская усадьба на М. Дмитровке, которой владела семья Клейна.
Александр Кельх (1866-1930), купец
Среди разнообразия петербургских особняков выделяется дом четы Кельхов. По заказу владельцев в 1890-х годах он был реконструирован архитекторами Владимиром Чагиным, Василием Шёне и Карлом Шмидтом.
За ренессансным обликом главного фасада скрываются готическая отделка со стороны двора и шикарные резные интерьеры.
Здание принадлежало наследнице сибирских золотых и соляных приисков Варваре Кельх и ее супругу, управленцу Александру. Кельхи были постоянными клиентами Фаберже.
Перед революцией брак распался, Варвара Кельх эмигрировала, а ее бывший супруг нашел покой в Москве. Часовня Кельхов мелькает в советском фильме «Достояние республики».
Александр Мейнгард (1825-1894), архитектор
Александр Мейнгард – российский архитектор немецкого происхождения, один из основателей Московского архитектурного общества, автор целого ряда общественных зданий в Туле и Москве.
Именно Мейнгард автором проекта южных и, вероятно, северо-восточных ворот Введенского кладбища, возведенных в 1870-е годы. По его плану в 1861 году реконструирована кирха в Старосадском переулке (затем перестроена в нач. 20 в.).
Людвиг Кноп (1821-1894), купец
Перебравшийся в Москву немецкий купец Людвиг Кноп в середине 19 века был одним из крупнейших поставщиков английских текстильных машин на российские фабрики. Он удостоился титула барона, а в народе поговорки: «Где церковь, там и поп, а где фабрика – там Кноп».
Дела успешно продолжили его сыновья. В 1900-м Андрей Кноп заказал строительство городской усадьбы архитектору Трейману. Комплекс в духе английской неоготики включал особняк и служебные постройки. Позже здесь долго был райком комсомола, отсюда ушла на фронт Зоя Космодемьянская. Сегодня усадьба в частных руках.
Максим Геппенер (1848–1924), архитектор
Максим Геппенер – московский архитектор немецкого происхождения, председатель Московского архитектурного общества (1905-1906), автор ряда проектов общественных зданий и объектов городского хозяйства.
Могила зодчего на Введенском кладбище не сохранилась, но в 2011 году был установлен памятный кенотаф.
Среди построек архитектора с элементами неоготики Евангелический приют (Школа акварели Андрияки) в Гороховском переулке (1889), Главная канализационная насосная станция (1898), Сокольническая трамвайная электроподстанция (1910) .
Николай Феттер и Егор Гинкель, купцы
Акционерное общество Феттер и Гинкель занималось продажей металлоизделий – ружей, американских револьверов, модных безопасных бритв.
Предприимчивые коммерсанты выиграли и подряд на строительство первой электростанции Ростова-на-Дону. Партнеры даже породнились – Николай Феттер женился на сестре Егора Гинкеля.
Часть средств общества в 1915 году инвестировали в строительство доходного дома в Милютинском переулке в Москве. Проект составил архитектор Валентин Дубовской, но планам помешала революция.
Здание достроено в 1920-е годы с упрощением декора. Готика угадывается в очертании порталов, торцевых окон и колончатом фризе.
Понравилась статья? Поддержите нас через VK Donut или Boosty!