Найти тему
Готика в России

Захоронения на Введенском кладбище, часть 2. Что оставили эти люди?

Оглавление

В предыдущей статье я рассказывал об истории Введенского (Немецкого) кладбища – одного из известнейших и самых эстетичных некрополей Москвы. В продолжении расскажу о нескольких захоронениях знаменитых людей. Что нам оставили эти люди? Какое архитектурное наследие в неоготическом стиле хранит память о них?

Владимир Феррейн (1834-1917), фармацевт

Семейное захоронение Феррейнов. Фото: Артём Нойер
Семейное захоронение Феррейнов. Фото: Артём Нойер

Одно из роскошных фамильных захоронений Введенского кладбища принадлежит семье Феррейнов. Знаменитые фармацевты владели аптекой на Никольской улице – она считалась одной из крупнейших в Европе. После национализации Владимир Феррейн был разорен, аптека продолжала работу, а бывший владелец работал в ней кладовщиком.

Аптека В.К. Феррейна (ныне бутик), 1899, арх. А.Э. Эрихсон. Москва, Никольская ул., 21. Фото: Артём Нойер
Аптека В.К. Феррейна (ныне бутик), 1899, арх. А.Э. Эрихсон. Москва, Никольская ул., 21. Фото: Артём Нойер

Здание было реконструировано в 1899 году по проекту архитектора Адольфа Эрихсона. Главный фасад выполнен в стиле неоренессанса, а вот фасад со двора похож на миниатюрный замок с башенкой и часами. Аптека на этом месте проработала до начала 2000-х, сейчас здесь бутик.

Роман Клейн (1858-1924), архитектор

Торговый дом Мюр и Мерилиз (ЦУМ), 1906-1908, арх. Р.И. Клейн, инж. В.Г. Шухов. Москва, ул. Петровка, 2. Фото: Артём Нойер
Торговый дом Мюр и Мерилиз (ЦУМ), 1906-1908, арх. Р.И. Клейн, инж. В.Г. Шухов. Москва, ул. Петровка, 2. Фото: Артём Нойер

На Введенском кладбище в разное время были похоронены известные архитекторы. Среди них знаковый творец московской неоготики Роман Клейн.

Выпускник императорской Академии художеств стажировался в Италии и Франции. Клейн реализовал свыше 130 проектов, главным образом в Москве. В их числе, например, здание Пушкинского музея.

Ресторанный корпус Трехгорного завода (ныне на реконструкции), 1893-1896, арх. Р.И. Клейн. Москва, Кутузовский пр-т, 12 стр. 1. Фото: www.nubo.ru
Ресторанный корпус Трехгорного завода (ныне на реконструкции), 1893-1896, арх. Р.И. Клейн. Москва, Кутузовский пр-т, 12 стр. 1. Фото: www.nubo.ru

Среди работ в готическом духе выделяются проекты универмага Мюр и Мерилиз на Петровке (известен нам как ЦУМ) и мебельной фабрики этой фирмы.

Мебельная фабрика торгового дома Мюр и Мерилиз (ныне лофт), 1912, арх. Р.И. Клейн. Москва, Столярный пер., 3. Фото: Артём Нойер
Мебельная фабрика торгового дома Мюр и Мерилиз (ныне лофт), 1912, арх. Р.И. Клейн. Москва, Столярный пер., 3. Фото: Артём Нойер

Клейн также спроектировал ресторанный корпус и водонапорку Трёхгорного (Бадаевского) пивоваренного завода. Готический декор получила и городская усадьба на М. Дмитровке, которой владела семья Клейна.

Александр Кельх (1866-1930), купец

Особняк Кельхов,, 1896-1897; 1903, арх. В.И. Шёне, В.И. Чагин; К.К. Шмидт. г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, 28. Фото: @antigonagonna
Особняк Кельхов,, 1896-1897; 1903, арх. В.И. Шёне, В.И. Чагин; К.К. Шмидт. г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, 28. Фото: @antigonagonna

Среди разнообразия петербургских особняков выделяется дом четы Кельхов. По заказу владельцев в 1890-х годах он был реконструирован архитекторами Владимиром Чагиным, Василием Шёне и Карлом Шмидтом.

Интерьеры особняка Кельхов. Фото: @belimovgushchin
Интерьеры особняка Кельхов. Фото: @belimovgushchin

За ренессансным обликом главного фасада скрываются готическая отделка со стороны двора и шикарные резные интерьеры.

Здание принадлежало наследнице сибирских золотых и соляных приисков Варваре Кельх и ее супругу, управленцу Александру. Кельхи были постоянными клиентами Фаберже.

Фамильная часовня семьи Кельх на Введенском кладбище работы архитектора Льва Кекушева. Фото: seeandgo.ru
Фамильная часовня семьи Кельх на Введенском кладбище работы архитектора Льва Кекушева. Фото: seeandgo.ru

Перед революцией брак распался, Варвара Кельх эмигрировала, а ее бывший супруг нашел покой в Москве. Часовня Кельхов мелькает в советском фильме «Достояние республики».

Александр Мейнгард (1825-1894), архитектор

Лютеранская кирха Св. Петра и Павла в Москве до реконструкции, 1871, арх. А.А. Мейнгард. Москва, Старосадский пер., 7.
Лютеранская кирха Св. Петра и Павла в Москве до реконструкции, 1871, арх. А.А. Мейнгард. Москва, Старосадский пер., 7.

Александр Мейнгард – российский архитектор немецкого происхождения, один из основателей Московского архитектурного общества, автор целого ряда общественных зданий в Туле и Москве.

Южные ворота Введенского кладбища, 1870-е, арх. А.А. Мейнгард. Москва, ул. Наличная, 1. Фото: Артём Нойер
Южные ворота Введенского кладбища, 1870-е, арх. А.А. Мейнгард. Москва, ул. Наличная, 1. Фото: Артём Нойер

Именно Мейнгард автором проекта южных и, вероятно, северо-восточных ворот Введенского кладбища, возведенных в 1870-е годы. По его плану в 1861 году реконструирована кирха в Старосадском переулке (затем перестроена в нач. 20 в.).

Людвиг Кноп (1821-1894), купец

Городская усадьба барона А.Л. Кнопа, 1900-е, арх. К.В. Трейман. Москва, Колпачный пер., 5. Фото: Артём Нойер
Городская усадьба барона А.Л. Кнопа, 1900-е, арх. К.В. Трейман. Москва, Колпачный пер., 5. Фото: Артём Нойер

Перебравшийся в Москву немецкий купец Людвиг Кноп в середине 19 века был одним из крупнейших поставщиков английских текстильных машин на российские фабрики. Он удостоился титула барона, а в народе поговорки: «Где церковь, там и поп, а где фабрика – там Кноп».

Склеп семьи Кноп на Введенском кладбище. Фото: uvao.mos.ru
Склеп семьи Кноп на Введенском кладбище. Фото: uvao.mos.ru

Дела успешно продолжили его сыновья. В 1900-м Андрей Кноп заказал строительство городской усадьбы архитектору Трейману. Комплекс в духе английской неоготики включал особняк и служебные постройки. Позже здесь долго был райком комсомола, отсюда ушла на фронт Зоя Космодемьянская. Сегодня усадьба в частных руках.

Максим Геппенер (1848–1924), архитектор

Евангелический детский приют (ныне Школа акварели Сергея Андрияки), 1889, арх. М.К. Геппенер. Москва, Гороховский пер., 17. Фото: Артём Нойер
Евангелический детский приют (ныне Школа акварели Сергея Андрияки), 1889, арх. М.К. Геппенер. Москва, Гороховский пер., 17. Фото: Артём Нойер

Максим Геппенер – московский архитектор немецкого происхождения, председатель Московского архитектурного общества (1905-1906), автор ряда проектов общественных зданий и объектов городского хозяйства.

Кенотаф Максиму Геппенеру на Введенском кладбище. Фото: Артём Нойер.
Кенотаф Максиму Геппенеру на Введенском кладбище. Фото: Артём Нойер.

Могила зодчего на Введенском кладбище не сохранилась, но в 2011 году был установлен памятный кенотаф.

Среди построек архитектора с элементами неоготики Евангелический приют (Школа акварели Андрияки) в Гороховском переулке (1889), Главная канализационная насосная станция (1898), Сокольническая трамвайная электроподстанция (1910) .

Николай Феттер и Егор Гинкель, купцы

Доходный дом АО Н. Феттер и Е. Гинкель, проект
Доходный дом АО Н. Феттер и Е. Гинкель, проект

Акционерное общество Феттер и Гинкель занималось продажей металлоизделий – ружей, американских револьверов, модных безопасных бритв.

Предприимчивые коммерсанты выиграли и подряд на строительство первой электростанции Ростова-на-Дону. Партнеры даже породнились – Николай Феттер женился на сестре Егора Гинкеля.

Захоронение семьи Феттер. Фото: Артём Нойер
Захоронение семьи Феттер. Фото: Артём Нойер

Часть средств общества в 1915 году инвестировали в строительство доходного дома в Милютинском переулке в Москве. Проект составил архитектор Валентин Дубовской, но планам помешала революция.

Доходный дом АО Н. Феттер и Е. Гинкель, 1915-1917; 1924, арх. В.Е. Дубовской. Москва, Бобров пер., 2. Фото: moscowchanges.ru
Доходный дом АО Н. Феттер и Е. Гинкель, 1915-1917; 1924, арх. В.Е. Дубовской. Москва, Бобров пер., 2. Фото: moscowchanges.ru

Здание достроено в 1920-е годы с упрощением декора. Готика угадывается в очертании порталов, торцевых окон и колончатом фризе.

Понравилась статья? Поддержите нас через VK Donut или Boosty!

Читайте также: Как готика стала символом мрачной романтики?