Найти в Дзене
Metal Head

SONATA ARCTICA: ЗЫБКАЯ НАДЕЖДА POWER METAL

Оглавление

Группа Sonata Arctica образовалась на краю мира, в северном городе Кеми, Финляндия. Если вы посмотрите на карту Финляндии, то найдёте город Кеми всего лишь в 100 км южнее северного полярного круга.

Поворотный момент наступил, когда четвёрка финских парней собрались записывать демо на песню "FullMoon". Тогда-то и родился фирменный стиль группы: стремительные гитарные партии, неоклассические соло, сочетающиеся с чистым вокалом Тони Какко и очень сильной клавишной секцией.

Судьбе было угодно, чтобы это демо попало на ведущий металлический лейбл Финляндии Spinefarm Records. Предвестником дебютного альбома "Ecliptica" стал сингл "UnOpened", а одноимённая композиция с него попала в сборник Metalliliitto-99. Первоначально диск был выпущен только в Финляндии, за которой вскоре последовали другие страны.

Конечно, не все шло гладко. Во время первого микширования сингла трек "UnOpened" был случайно замедлен. Ошибка была обнаружена вскоре после того, как первую партию дисков отправили в музыкальные магазины. Впоследствии скорость восстановили. Но приблизительно 200 копий с того первого тиража были проданы и теперь считаются редкими коллекционными экземплярами.

Успех "Ecliptica" открыл Сонате многие двери. Группа стремительно набирала известность и сейчас известна во всем мире. Ныне Sonata Arctica подписаны на именитый металлический лейбл Nuclear Blast Records, и выступают на одних площадках с такими знаменитостями, как Stratovarius и Rhapsody.

-2

Альбом - «Ecliptica»

Страна – Финляндия, 1999 год

Стиль – power metal

Содержимое: На удивление резвый старт (тогда ещё) молодой, но очень перспективной команды. Группу уже стали называть будущими киллерами "Стратовариус" (гость из будущего говорит - не стали), и в определённый момент они смогли-таки превзойти именитых конкурентов... Но лишь на этот самый момент.

В 99 году, группа была, по сути, - просто очередным молодым дарованием из Финляндии. Как и все подобные "дарования", "Сонатовцы" старательно копировали музыку эталонно-образцовых "Стратовариус". Высокие скорости, высокий фальцет вокалиста, неоклассические запилы клавиш и гитар и далее по списку. Однако слепым и безбожным плагиатом это не являлось - у группы сразу было видно своё собственное лицо. Лицо которое уже на следующем альбоме вытеснит почти всю "Стратоваро-подобность".

В песнях группы этого альбома столько энергии, творческого задора и позитивного мелодизма, что про какую бы то ни было вторичность сразу же забываешь. Песни можно поделить на две группы. Первая - скоростные боевики, основанные на неоклассических мелодиях, а вторая - это лиричные песни, в том числе, и баллады, уже тогда ставшие фирменной чертой группы.

Что удивительно, при прослушивании совершенно не ощущаешь что группа молодая, техника всех без исключения музыкантов на приличном уровне. Гитарные партии Яри вообще временами могут задать жару и "крёстному отцу" финского пауэра Тиму Толкки. На уровне и клавишник с ударником. В целом яркий релиз, сразу же обращающий на себя внимание.

Лучшие композиции: «Blank File», «My Land», «Replica», «FullMoon» (шикарная штука), «UnOpened»,«Mary-Lou».

-3

Альбом - «Silence»

Страна – Финляндия, 2001 год

Стиль – power metal

Содержимое: Второй альбом получился достаточно традиционным для пауэра: традиционно быстрые и ритмичные композиции с льющимися мелодиями чередуются с романтическими балладами, традиционно в быстрых композициях гитарные соло гоняются наперегонки с клавишными пассажами, традиционно присутствует intro и outro и так же традиционно последняя вещь альбома – самая длинная, сложная и атмосферная.

НО, запомнить отсюда почти ничего не смог, как ни пытался! Какая разительная разница между мощным первенцем и данным произведением! А тексты Тони о первой любви почему-то вызывают у меня раздражение.

Вообще сразу видно, что ребята – романтики. Посему им неплохо было бы сделать следующую вещь: снять красивый клип на какую-нибудь из своих баллад, раскрутить его на MTV – и тогда бы девчонки тинейджерского возраста со всего мира лежали у их ног.

Лучшие композиции: «Tallulah» (баллада), «Peacemaker» (хэви, не power metal).

-4

Альбом - «Winterheart’s Guild»

Страна – Финляндия, 2003 год

Стиль – power metal

Содержимое: Первый альбом команды был просто замечательным. Второй так себе. И этот, друзья мои, наподобие. Мелодичный, быстрый, но огонь в сердце не зажигает никак. Слава богам, хоть в музыке ничего не поменялось – всё тот же скоростной пауэр, богатый на мелодии и соло.

В Интернете я встречал много отзывов, в которых люди были не сильно рады этому релизу, и это ещё мягко сказано. И я полностью разделяю их мнение. Не сказал, что это показатель какого-либо регресса, скорее второй раз подряд попытка сотворить нечто, подобное хитовому старту. По итогу же не получается ничего, кроме топтания на месте. Вобщем «Silence» на мой взгляд если не шаг назад, то уж точно шаг в сторону от прогресса.

Ну что ж... У каждой группы бывали удачи и неудачи. И я весьма надеюсь, что для следующего релиза парни отберут действительно самый лучший и сбалансированный материал из всего, что у них есть.

Лучшие композиции: «The Cage», «The Misery» (медляк).

-5

Альбом - «Reckoning Night»

Страна – Финляндия, 2004 год

Стиль – power metal

Содержимое: Соната Арктика - это 3 альбома за 4 года. Вроде неплохая продуктивность, которая наталкивает на мысль о том, что Какко и Лииматайнен имеют достаточную фантазию, уйму материала и неплохой уровень самоотдачи общему делу, как группы так и фэнов, однако в этом всем может быть и негатив.

Что может предложить «Reckoning Night» с точки зрения кардинальных изменений? Безусловно, пришел новый клавишник (Хенрик Клингенберг) и это всегда накладывает отпечаток на звучание. Какко полностью переключился на свои прямые обязанности - пение. Однако чтобы что-то оценить нужно это что-то сначала послушать.

Итак... есть на этом, в целом уже третий раз подряд уверенно среднем альбоме пара приличных вещей, но немало и однообразия. Лично меня порадовало разве что наличие вставок голоса а-ля второе "Я" в некоторых песнях.

Без сомнения с точки зрения стиля ничего не изменилось - пауэр однозначно, но все же ощущается, что альбому катастрофически не хватает песен типа «The Cage».

Лучшие композиции: «Ain't Your Fairytale», «Don't Say a Word».

-6

Альбом - «Unia»

Страна – Финляндия, 2007 год

Стиль – progressive power metal

Содержимое: Диск остался не просто непонятым, а абсолютно непонятым слушателями. Как минимум в половине рецензий, виденных мной, оценка болтается где-то на уровне плинтуса, если не ниже.

Скажу честно: мне не понравилась "Unia", кроме, пожалуй, одной песни. По стилю Соната уже давно не являются просто финским пауэром, последователями учений Толлки. Так было на первых двух альбомах, но на "Unia" вектор группы изменил своё направление, и очень серьёзно – от мелодичного, быстрого, насыщенного клавишами, но относительно простенького пауэра, который так любят играть финские группы, Соната начала уклоняться в сторону усложнения.

Появились прогрессивные элементы, очень сильно возросла сложность аранжировок и исполнения, вокальные партии по навороченности стали походить на Blind Guardian – наверное именно эту группу можно считать тем самым ориентиром, который выбрали Sonata Arctica вместо Stratovarius’а.

Структура у песен достаточно сложная, это не просто «куплет-припев-куплет-повторять припев до конца песни» как обычно бывает в пауэре. Тексты тоже очень складные, на нетривиальные темы – видно, что это вовсе не «текстовка», придуманная вокалистом в последний момент в процессе записи вокала.

К технике музыкантов никаких претензий нет – всё сыграно на очень высоком уровне. Разве что ударные немного простоваты относительно всего остального. Это конечно уже не просто «тум-па, тум-тум-па» на первых альбомах, но на фоне виртуозной бас линии, клавиш и крайне неплохой гитары барабаны просто теряются. Ну и ладно. Прожить можно.

В итоге Sonata Arctica выпустила по настоящему сложный альбом. Видно, что группа не стоит на месте, развивается, но делает ли это в правильном направлении? Вот в чём вопрос.

Лучшие композиции: «Under Your Tree»

-7

Альбом - «The Days of Grays»

Страна – Финляндия, 2009 год

Стиль – progressive power metal

Содержимое: Была когда-то уникальная группа, исполняющая быстрый и интересный power-метал, полный уникальных мелодий, которые запоминались с первого раза. Именно благодаря тому творчеству эта группа заслужила мировое признание. Имя ее - Sonata Arctica. Но шло время... В 2001 году финны вызвали первую печальную улыбку, в 2007 году разочаровали, а в 2009 году могут потерять львиную долю своих прежних фанатов.

Что же из себя представляет альбом 2009 года "The Days of Grays"? Начну, пожалуй, с положительной стороны - это, безусловно, качество записи. Я насчитал, что альбом записывался в 8 разных студиях, и качество от этого ничуть не пострадало. Отличный современный звук присутствует на протяжении всего альбома.

А теперь конкретно по материалу. Когда обсуждали "Unia", все кричали: "Много клавиш, мало гитары!!!". В "The Days of Grays" ситуация обстоит еще хуже: здесь еще больше клавиш и еще меньше гитары! К тому же только в 4 треках из 12 есть гитарные соло! В остальных случаях слышен примитивный сессионный дисторшн.

Мало того, гитара Элиаса Вильянина играет роль "пятого колеса" во многих песнях. К примеру, сравните куплет-припев на треке "The Last Amazing Grays" с гитарой и без нее - и все поймете. Еще одной серьезной ошибкой является выбор вокалистки. Некая Иоанна Куркела, исполнявшая до этого голимейшую финскую попсу, напрочь лишена слуха и голоса. Хорошо, что Тони отвел ей всего 6 строчек текста.

Сам Тони подошел к записи очень несерьезно. Скажите мне, пожалуйста, почему в треках “Zeroes, “Juliet” и “The Dead Skin” Какко вначале что-то дико орет, а потом не менее дико смеется – это еще что такое? Боюсь, что Sonata Arctica навсегда ушла из веселого power-метала к прогрессиву, но скучному и чересчур сложному его варианту.

И только “Breathing” спасает этот альбом от полного провала (возможно, потому что она еще была написана в те светлые дни), а все остальное творчество группы здесь – сплошная серость, вот и альбом, поэтому и называется “Дни Серости”.

Лучшие композиции: баллада «Breathing» - немного отдаёт скукотой, но, право, лучшее, что тут имеется.

Пока Sonata Arctica пытается не усыпить слушателя своей скучной музыкой на последних альбомах, подпишетесь на канал и поставьте палец вверх!

Окончание следует