IT - моя работа, страсть, хобби, моя жизнь. Сегодня, несмотря на стремительное развитие и интеграцию IT в жизнь каждого, остается большой пласт людей, которые не понимают, даже где-то боятся технологий и того, что с ними связано. И я сейчас даже не про наших мам, пап, дедушек и бабушек. Молодёжь, поколение потребления, умело пользуясь всем, что дает им IT, не понимают, как это работает и откуда берется.
Я решил попробовать взять на себя задачу популяризации IT как отрасли, как людей, которые там живут и работают. Без всяких технических и заумных штук, чтобы проще и понятней.
Последнее время темпы роста IT в стране и мире зашкаливают, цифровизация и автоматизация настигает нас на каждом шагу. Практически каждый носит в кармане компьютер с такими вычислительными мощностями, какие 30 лет назад не могли выдать самые мощные суперкомпьютеры.
А ещё все говорят, что в IT нереально высокие зарплаты, при этом на вопрос “А почему ты не пошёл в IT, раз там все так здорово?” Ответы примерно такие:
- У меня с математикой плохо
- Программы писать слишком сложно, я не смогу
- У меня знакомый программист, он 10 лет учился
Большинство людей, далёких от IT, считают, что эталонный айтишник это именно программист, и старая шутка “Почини мне телевизор, ТЫЖпрограммист”, до сих пор остается актуальной. А если рассказать, что доля именно программистов (люди, которые исключительно пишут код) составляет от силы половину численности всей отрасли, делают круглые глаза. И если это относится больше к старшему поколению, то с молодёжью дела обстоят еще хуже. Есть у меня знакомый, молодой умный парень, заканчивающий школу, состоялся у нас с ним недавно интересный диалог:
- Куда после школы, чем хочешь заниматься?
- В айти хочу, там денег платят.
- А кем именно хочешь стать в IT?
- Не знаю, кем получится, программистом наверное.
- И куда пойдешь учиться?
- *название заурядного технического ВУЗа с непонятной специальностью*
В итоге из-за элементарного непонимания, какие реальные роли и специальности есть в отрасли, где и как им можно научиться, старшее поколение не решается сменить сферу деятельности и не может дать совета своему ребенку, а младшее поколение идёт бестолково тратить 5 лет своей жизни.
Так всё-таки что там, внутри IT? Чем ещё там люди занимаются, кроме программирования? Так ли сложно туда попасть, как кажется? Давайте разбираться.
Цель этого блога - рассказать об IT в лицах. О людях, которые там работают, учатся и живут, ведь IT - это целый мир. Какие бывают айтишники и чем они занимаются, как они развиваются и с каким проблемами сталкиваются в ежедневной работе и развитии. А самое главное - как попасть в этот мир, как выбрать ту роль, которая придется по душе, где и как можно всему этому научиться.
Расскажу по секрету, подавляющему большинству айтишников нравится их работа, они кайфуют от того, чем занимаются. Вообще, IT наверное самая счастливая отрасль в плане удовлетворенности своим занятием. Т.е. понимаешь, да, они малого того, что кучу денег зарабатывают, так ещё и на работу идут с удовольствием. В общем, этот блог точно для тебя, если:
- Ты ходишь каждый день на ненавистную работу, где получаешь мало денег и много негатива, и при этом с завистью смотришь на соседа - айтишника, который явно зарабатывает больше. Ты думал о том, не сменить ли работу на что-нибудь в IT, но не знаешь на что именно, и вообще, всё это кажется слишком сложным
- Ты работаешь на любимой работе, не в IT, хорошо зарабатываешь, но периодически становится интересно, чем же занимаются эти айтишники, и действительно ли они такие умные, какими пытаются казаться. Или у тебя есть дети, которые интересуются IT, но ты даже не знаешь, что вбить в гугле, чтобы подсказать им, помочь определиться в выборе, да и вообще найти, где этому можно научиться.
- Ты молодой, только выбираешь жизненный путь, тебя привлекает IT, но вообще непонятно, чем там занимаются, куда пойти учиться, как устроиться без опыта и т.д.
- Ты уже в IT, но застрял на одной должности\роли, работа не приносит той радости, что раньше, а зарплата и уровень компетенций практически не растут. Ты осознаешь, что перестаешь понимать смысл инноваций в IT, и пора бы уже взбодриться, но не знаешь как.
- Ты гуру в IT, для тебя всё это прописные истины и детский лепет, но любишь похейтить и поспорить. Велком, обожаю критику, особенно конструктивную
- Тебя в принципе мало интересует ИТ, но любишь почитать что-нибудь интересненькое. Оставайся, буду писать интересно специально для тебя ;)
Итак, какие все таки бывают айтишники? Я долго думал над верхним уровнем систематического дерева, даже вспомнил школьный курс биологии и почитал википедию на эту тему. Идя по стопам Карла Линнея (учимся у лучших, создавая уникальное своё), выделил три обобщенных верхних направления:
- Админы
- Программисты
- Менеджеры
Эти три основных направления мы и будем рассматривать, декомпозируя до ролей и специальностей.
А еще есть специальности, которые нельзя отнести ни к одному из этих направлений и можно отнести одновременно ко всем. Эти специальности могут оказаться проводником в другое направление, а могут увлечь настолько, что захочется совершенствоваться только в них и построить на них абсолютно всю карьеру в IT.
- Поддержка. Огромный пласт айтишников, начинающийся от тех самый ребят, на которых вы попадаете, когда у вас сломался интернет, и вы звоните по номеру телефона, указанному в договоре. По мере продвижения по карьерной лестнице в этой специальности, меняются уровни зарплат, компаний и компетенций. Неизменным остается только одно - работа с пользователями, с единственной благой целью - помочь им с проблемой, желательно прямо сейчас. Про линии поддержки, специфику их работы и внутреннюю кухню обязательно ещё поговорим отдельно.
- Тестировщики. Они тестирую. Всё и по разному, руками и автоматически. Очень хотелось отнести этих ребят к программистам или вообще к поддержке. А потом я вспомнил, как лихо они разворачивают тестовые среды и сдают процессы во время внедрения, доказывая, что “это не баг, это фича”, дабы прикрыть задницу и себе и программистам и бизнесу. Это действительно универсальные терминаторы, и про них будет не одна отдельная статья, там низкий порог входа и большие перспективы.
- ЧПУшники (ЧПУ - числовое программное управление). Это те самые товарищи, которые отнимают рабочие места у простых работяг и слесарей на станках, сварочных аппаратах, ручных конвеерных линиях, и заменяют людей на бездушную, но очень эффективную смесь из инженерных разработок и программных алгоритмов. Эти ребята и шестеренку заменят на более эффективную, и контроллер для её управления перепаяют, и программу напишут, чтобы умный станок эту шестеренку по назначению использовал. Перед этим всем, кстати, аналитику проведут, почему так будет эффективней, а после этого - технологию внедрят и научат пользоваться. Одна из немногих айтишных специализаций, где обязательно наличие инженерного высшего или средне-специального образования, не “корочки”, а именно образования.
В IT очень много ролей и специализаций. Каждый может выбрать по вкусу, желаниям и возможностям. Очень важно понять одно - нет предела совершенству, рост компетенций и зарплат не ограничен ни для одной роли, тут только одно условие - нужно постоянно развиваться. Я всегда говорю своим подопечным, особенно новичкам: поглощай и запоминай всю информацию, даже если сейчас она кажется для тебя не важной. Интересуйся всем, и тогда у тебя будет выбор, но не пытайся успеть всё, иначе растратишься на мелочи. Занимайся тем, что ближе тебе и помни: кто владеет информацией - владеет миром собой.
Админы
“Админ прежде всего - царь и Бог, и только потом читак и п...арас” - фразочка начала нулевых, начала эпохи “большого” IT в стране. Время, когда у каждой нормальной компании должен был быть админ - совершенно непонятное существо не от мира сего, но разбирающееся в компьютерах и всем, что с этим связано. Время, когда из-за внезапной доступности ПК, дядечки в очках из НИИ, гордо именующиеся “инженер-программист”, буквально за 3-4 года полностью сдали позиции ребятам чуть за 20. Именно тогда IT в стране резко помолодел, это был колоссальный скачок, породивший свою субкультуру (олдфаги считают, что это случилось чуть раньше, во времена FIDO - если тут такие есть - давайте подискутируем). В то время, если ты умел установить виндовс - ты крут, если знаешь, что такое TCP\IP - ты бог. Все дороги были открыты, при минимальной конкуренции. Но не прошло и пятнадцати лет, я поздравлял в рабочем чате всех причастных с днем сисадмина, и на вопрос “с днем кого?”, пока я писал размашистый ответ, один из коллег (тоже, кстати, причастный) ответил “Младшего технического персонала с раздутым самомнением”. Свой ответ я отправлять не стал, понял, что эпоха ушла, и элита теперь это DevOps инженеры - крутые ребята, которые обеспечивают установку и бесперебойную работу всего того, что напрограммировали программисты. И, вроде бы, суть не изменилась, зато очень круто изменился уровень.
Отдавая дань корням и истокам, название этого IT направления будет именно Админы. Это все те компьютерщики, которых многие видят каждый день: они настраивают принтеры, меняют клавиатуры, восстанавливают данные и побеждают зависший excel. А многих из них никто никогда не видел и не увидит, эти бойцы невидимого фронта обновляют программы и целые платформы, тратят ночи и выходные для того, чтобы вы в понедельник утром увидели в своем любимом приложении “Доступен новый функционал. Посмотреть?”. И это не поддержка, это те, кто обеспечивает непрерывный доступ к железу и софту. И в этом ремесле тоже много ролей и специализаций:
- эникейщики
- сисдамины
- железячники
- сетевики
- DevOps
Админы - это отдельный пласт в мире IT, часть, без которой не могут жить все остальные. Главное понимать, что те компетенции, которые 15 лет назад обеспечивали статус и безбедное существование, теперь доступны любой домохозяйке.
Как говорил Джефф Сазерленд: “Изменись или умри”. Только гибкость и постоянная трансформация сделают тебя востребованным. В IT все меняется молниеносно, и изучив модную технологию, не получится всегда почивать на лаврах, все устаревает очень быстро. Не бросайся изучать всё и сразу, строй фундамент и оставайся в тренде. Следи за пульсом и помни: технологии должны быть современными.
Программисты
Программисты разные нужны, программисты разные важны. Тут как в другом детском стишке, выбирай на вкус. Осталось только разобраться как выбирать и из чего. Войти в программирование можно по разному. Можно с нуля, а можно из любых других направлений. Можно достаточно быстро (полгода систематических занятий и практики), а можно и пару лет неотрывно изучать. И это я про начальный уровень говорю конечно. Начальный уровень, это когда ты можешь на основе своих знаний и умений приносить пользу бизнесу. Например, новичку забрать от текущего программиста рутинную однообразную работу будет очень полезным и для этого самого программиста и, как следствие, для бизнеса.
Но, если для того, чтобы пойти работать “младшим помощником старшего эникейщика”, достаточно базовых знаний железа и ПО, то для старта в программировании нужны фундаментальные знания. Причем для разных специализаций они нужны разные. Давайте разберемся, какие бывают программисты:
- Backend. Эти ребята занимаются тем, чтобы все работало “под капотом”, т.е. логикой работы приложений, как поведет себя система и что будет происходить при нажатии на какую-то кнопку в программе. То, что они делают, пользователь не видит, он видит только результат, который выводит для них фронтендер
- Frontend. Эти товарищи занимаются тем, что видит, и с чем взаимодействует пользователь. Расположение кнопки, её красивость, заметность, понятность описания. Удобство взаимодействия пользователей с интерфейсом и обеспечение того, что бэкэнд получит правильные данные для обработки
- FullStack. Это крутые, многофункциональные ребята, которым без разницы на каком языке программирования писать код. А всё потому, что они настолько изучили фундаменты программирования и применили их на практике, что могут писать на чём угодно (но будут писать на том, что оптимальней для задачи). А если не знают какой-то язык - выучат за месяц. Они могут и фронтенд и бэкэнд, но больше любят бэк.
- Программисты одной платформы. Те самые ребята, которые сосредоточились на изучении одной (КРУПНОЙ!) платформы, изучают только её и совершенствуются только в ней. Как пример, 1C, SAP и т.д. Это не хорошо и не плохо. Это востребовано и приносит хороший доход. Здесь невысокий порог входа и большие перспективы. Но есть ряд минусов из-за узконаправленности и “зашоренности” в рамках фундаментального программирования, что в целом не мешает развиваться и расти.
- Низкоуровневые программисты. Низкий уровень это не про квалификацию. Низкоуровневое программирование, это разработка машинного кода, т.е. написание команд непосредственно железу (контроллерам, процессорам и т.д.). Результат работы всех других программистов в итоге превращается в этот машинный код, и неважно, на каком именно из сотни языков написана программа, которая выводит на экран “Hello World!”, машинный код (последовательный набор цифровых кодов) для всех языков будет выглядеть одинаково, вот так: BB 11 01 B9 0D 00 B4 0E 8A 07 43 CD 10 E2 F9 CD 20 48 65 6C 6C 6F 2C 20 57 6F 72 6C 64 21. Для того, чтобы писать на низкоуровневых языках, нужно понимать саму суть, логику работы процессоров и контроллеров и отлично знать математику. Высокоуровневые языки программирования могут устаревать, но эти специалисты будут нужны всегда. Конкуренция в этом направлении снижается, а зарплаты растут, но без соответствующего опыта и квалификации здесь делать нечего.
На самом деле, направлений программистов больше. Я выделил самые основные и популярные.
Мы говорим про направления в программировании, совершенно не касаясь языков, потому что в этом нет никакого смысла. “У самурая нет цели, только путь”. Программисты - это творцы, создатели, творческие личности, которые создают то, что сделает жизнь и процессы лучше, проще, эффективней. Это долгий, сложный и интересный путь, ступив на начало которого, ты должен понимать, какой кайф от написанного кода будет тебе ближе всего: конвейер поедет быстрее, покупатель интернет магазина быстрее сможет выбрать товар, на прилавке магазина будут оказываться только актуальные товары, на предприятии всегда будет правильный учет и т.д.. Нельзя программировать на 1С не понимая принципов учета, и очень сложно работать Frontend разработчиком, не понимая, насколько удобно будет пользователям нажимать на кнопки. У тебя всегда должно быть понимание что ты делаешь, и какой глобальный результат принесет твой труд, это мотивирует развиваться. Ходить на работу, чтобы просто отсидеть перед монитором с 9 до 18 и получить зарплату - плохая история, хотя и тут есть варианты ;)
Менеджеры
Даже если собрать команду гуру программистов и админов, у них вряд ли получится создать, поддерживать и развивать большую крутую систему. Программирование, настройка железа и поддержка пользователей, все эти активности находятся посередине производственного процесса или жизненного цикла программы или системы. Для того, чтобы программисты знали, что именно нужно разрабатывать, админы понимали как это будет работать, а пользователи разобрались на какую кнопку нажать, чтобы получить той или иной результат, и чтобы в итоге эти трое не передрались друг с другом - нужны они, менеджеры.
Менеджерами мы будем называть тех, кто занимается организацией рабочего процесса. Тех, кто задает ценность создаваемым IT продуктам, объясняет руководству компании, что именно принесет продукт, технарям рассказывает как именно этот продукт создавать, а пользователям - как этот продукт облегчит им жизнь и как им пользоваться. А еще следят, чтобы программисты не увлекались, они ведь творческие личности, попросишь их сделать бумажный самолётик, они говорят “Легко, через две недели будет готово!”, приходишь через три, а они радостно сообщают, что сделали космолёт, правда только каркас и пока только на чертежах, которые ещё немного не дочертили, но дай нам еще месяц и мы тут ууууух! Ещё менеджеры объяснят и докажут руководству, что бумажный вертолётик, который они хотели изначально, идея конечно отличная, но самолётик будет эффективней в решении поставленной задачи. А потом менеджеры расскажут и объяснят пользователям, что если научиться самолётик правильно запускать, он полетит гораздо дальше, чем скомканный листок бумаги, которым “10 лет пользовались и все нормально было. Понапридумывали тут!”.
В общем, эти самые менеджеры сопровождают продукт от задачи и идеи до выпуска в свет и поддержки. Пишут документацию и участвуют в переговорах. Очень много участвуют, бОльшую часть своего рабочего времени порой тратят на разговоры, и это основной их soft skill (что такое soft skills, какое они значение имеют и какие бывают - обязательно расскажу).
Про менеджеров хочется рассказать больше и подробней. Поэтому про их классификацию в следующем посте, очень скоро, оставайтесь с нами ;)
Итак, IT-менеджеры:
- Аналитики. Они есть разные, бизнес аналитики, системные аналитики, аналитики данных. Общее у них одно - они переводчики. С языка бизнеса на язык продукта, с языка продукта на язык программистов, а потом то, что получилось на язык пользователей. Они анализируют полученные данные одной стороны, чтобы правильно их интерпретировать для другой, а потом оценивают результаты. Это связующее звено, проводники из одного мира в другой. В отдельном посте расскажу чем они похожи, чем отличаются, как можно совмещать и дополнять эти роли
- Project Manager (PM), менеджер проектов. Этот человек руководит проектом, следит, чтобы сроки проекта соблюдались, подсвечивает участникам проекта проблемы и помогает в их решении. Планирует ресурсы проекта и корректирует его ход, если что-то пошло не так (а ни в одном крупном проекте не бывает, чтобы все шло по заранее намеченному плану). Например, после начала проекта оказалось, что не угадали с оценкой доработки и нужно либо повышать нагрузку на текущих программистов (работать сверх нормы) либо нанимать ещё. А ещё часть оборудования заказчика не подходит для разрабатываемой платформы. Замотивировать программистов поработать сверхурочно или нанять новых? А может новых нанять с учетом, чтобы доработать платформу, или все-таки сменить оборудование? А как это изменит бюджет проекта? А сроки? А как рассказать об этом заказчику? Примерно такие вопросы, и множество других каждый день решает PM.
- Product Manager, менеджер продукта. Название очень похоже на Project Manager, но это совершенно разные люди. Основное их отличие в том, что Проджект фокусируется на процессе, а Продакт на цели. Продакт изучает рынок и конкурентов, внося в создаваемый продукт фичи, которые позволят увеличить его долю на рынке и прибыль. Ищет способы привлечения новых клиентов, и уменьшения оттоков старых. Работает с цифрами и показателями (они ещё называются метриками). Его цель - увеличение прибыли, престижа и репутации продукта. Например, Продакт выяснил, что основная масса пользователей продукта - девочки 8-12 лет, а эта аудитория любит розовых пони. Продакт вносит в продукт фичу - анимированных розовых пони, которые скачут по экрану приложения, тем самым тестируя гипотезу. По результатам внедрения этой фичи, оказалось, что целевая аудитория (девочки 8-12 лет) стали больше пользоваться приложением и рост этой аудитории превысил прошлые показатели, но другой пласт пользователей (мальчики 35-40 лет) стали меньше пользоваться продуктом и начали писать в интернете гневные отзывы на розовых пони. Что дальше делать в этой ситуации и будет решать Продакт.
- Product Owner, владелец продукта (ВП). Этот человек отвечает за продукт, его удобство и стабильность, совершенствует его, получает обратную связь от пользователей и транслирует её либо сразу в команду разработки (кнопка слишком маленькая, неудобно нажимать) либо Продакту (нужен новый функционал по ловле скачуших пони). Для ВП самое главное, чтобы продукт развивался, чтобы пользователям было удобно и у них не возникало проблем. Это тот человек, который плотно взаимодействует и с разработкой, имея технические навыки, чтобы говорить с ними на одном языке, и с пользователями, понимая их опыт, потребности, желания и капризы.
Чтобы было проще понять, есть продукт - мобильное приложение для телефона. Внедрение каждой новой фичи - это проект, у которого есть начало (сбор требований) и конец (сдача в эксплуатацию и поддержка). Продакт определяет какая фича будет внедряться следующей, и сколько прибыли это должно принести. Проджект фиксирует этапы разработки и внедрения этой фичи, чтобы все было в срок и не превысило бюджет, документация была качественной и чтобы все были довольны. ВП руководит разработкой, тестированием и внедрением этой фичи (а еще исправлением ошибок в старой), собирает обратную связь от пользователей, корректирует продукт и фичу, чтобы они были удобней и приносили больше пользы.
Аналитики
В IT есть несколько видов аналитиков. Они получают информацию, в любом виде, в котором им могут предоставить, потом обрабатывают, и выдают в виде, в котором от них требуют. Если по простому - делают из говна конфетку. Чаще всего предоставляемые данные сырые, а требования к выходным достаточно жесткие.
Аналитики данных (ДА). Эти ребята получают данные из различных источников, организовывают их хранение, структурируют и выводят потребителям в необходимом виде, предоставляя витрины данных. Это как в магазине, поставщики привозят внавал кучу всякой всячины, на складе полный треш, а на витрине все красивенько и по категориям. Как пример “простая” задача - насколько среднесуточная температура имеет влияние на объем продаж чупа чупсов в нашей сети супермаркетов. Эта задача, если не получить дополнительных вводных данных, нерешаема и абсурдна. А если аналитик грамотно подойдет к сбору, анализу и интерпретации данных, то в итоге получится очень полезное бизнесу исследование.
Бизнес аналитики (БА). Тут всё просто, они анализируют бизнес ). Его проблемы, задачи и цели. В процессе общения с заказчиком они фиксируют требования и пожелания. Описывают то, что есть сейчас, предлагаемое решение и профит от этого решения. Согласовывают и утверждают конечное решение с заказчиком и исполнителями. А после этого участвуют в реализации проекта вплоть до его завершения. Задачи решают примерно такие: “Увеличить пропускную способность кассы с 20 до 40 человек в час.”
Системные аналитики (СА). Тут всё сложно, они анализируют системы ). Приходит к ним БА с требованиями и говорит “Нам нужна такая система, чтобы могла вот это вот всё. И обрати внимание, на 314 странице указано, что часть кнопок должна быть розовая”. И садится СА всё это анализировать и описывать, как это должно быть в итоге реализовано. Описывает он это в спецификациях для программистов, и написать “розовый” нельзя, программист так не поймет, нужно писать понятно и чётко - #FFC0CB. Ещё они проектируют базы данных под эти системы, интеграции и т.д. В общем, является связующим звеном между требованиями бизнеса и разработкой, превращая требования в конкретные задачи для программистов.
Все аналитики - менеджеры, они очень много общаются, коммуникабельность - основной их софт скилл, равно как и навык кратко, грамотно и понятно излагать мысли письменно. А ещё они должны быть хорошо технически подкованы, БА чуть меньше, ДА чуть больше и уметь программировать, СА знать архитектуру и возможности различных платформ/фреймворков. По запросу скину вам в личку ссылку на статью с нужными для менеджеров и аналитиков техскиллами.
Часто аналитики вырастают из других профессий, например, из тестирования или разработки, и технический бэкграунд, полученный ранее, очень помогает. Но бывает и наоборот, после обучения сразу начинают карьерный путь с позиции аналитика, обрастая техническими скиллами уже с опытом.
Многостаночники
А можно в IT так, чтобы одновременно админить, код писать, при этом рулить проектами, а в перерывах в поддержке тестировать помогать? На самом деле можно. Хорошо это или не очень - давайте разберемся.
Лет 20 назад многостаночники на кадровом рынке IT очень ценились, и ребята, которые входили в отрасль, стремились стать именно такими универсальными солдатами, и у многих это получалось. Причин несколько:
- “Бедность” инфраструктуры. Даже в крупной компании всё IT хозяйство могло состоять из 40-50 компьютеров, объединенных в сеть, часто даже без выхода в интернет, и нескольких принтеров. Некоторым везло больше, от руководства поступали задачи по автоматизации каких-то процессов и так зарождались корпоративные системы (часто самописные), где уже можно было и в проектную работу погрузиться и попрограммировать.
- Оптимизация расходов. У руководителей организаций часто напрочь отсутствовала компьютерная грамотность, они не понимали, зачем нанимать программиста и админа, если можно держать одного “компьютерщика”, который должен уметь всё. Часто под давлением таких руководителей эникейщик начинал погружаться в сетевые технологии и кодить.
- Отсутствие разделения на роли и специальности. Вакансий по сути было всего две: системный администратор и программист. Очень часто рабочие обязанности этих вакансий пересекались почти полностью.
Рынок диктовал свои требования, и айтишники тех времен должны были уметь и сеть протянуть, и принтер починить и программку какую-нибудь написать. По мере развития технологий и рынка, развития IT и интеграции в нашу жизнь, роли, должности и вакансии стали структурироваться, круг обязанностей и должности стали более определенными. Сейчас на рынке сотни различных вакансий под любой уровень и навыки. Но многостаночники до сих пор остаются, в основном в небольших компаниях. И если раньше благодаря универсальному солдату, IT в компании развивался, то сейчас, к сожалению, наоборот. Руководство не видит смысла увеличивать ФОТ, а многостаночник часто боится конкуренции, понимая, что хоть он и занимается всем, ни в одной области по настоящему не силен. И тут три пути, первый - стагнация и дальнейшая деградация (в IT всё очень быстро устаревает); второй - наращивание компетенций во всех областях и переход на руководящие должности; третий - сосредоточиться на чем-то одном и стать более узким, но более крутым и востребованным специалистом.
Важно разделять понятия. Многостаночник - тот, кто занимается всем и сразу, и всё это входит в круг его рабочих обязанностей. Другое дело, когда у человека просто широкий кругозор, много знаний и опыта в разных областях, но занимается он чем-то конкретным, тем, что имеет ценность и развивает его и компанию, в которой он работает. Широкий кругозор это замечательно, особенно в IT, но лучше повышать свои компетенции последовательно, не пытаясь усидеть на нескольких стульях одновременно.
Многостаночность хороша только в одном случае - старт карьеры, особенно когда ты молод и энергии хоть отбавляй. Вот тогда можно смело браться за всё подряд - опыт, компетенции и кругозор будут расти и приносить плоды очень быстро. Главное всегда нести полную ответственность за взятые на себя задачи и доводить начатое до конца.