11.03.2022 первый заместитель Генерального прокурора РФ обратился в Тверской районный суд города Москвы с заявлением о запрете деятельности организации Транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc. по основаниям осуществления экстремистской деятельности.
Какие перспективы у данного дела? И какие последствия это может повлечь для всех пользователей Instagram Facebook?
Давайте разбираться.
Во-первых, разберемся с понятием экстремизма.
Я поспрашивала с десяток знакомых, понимают ли они значение слова "экстремизм", и чаще получала отрицательный ответ.
Википедия предлагает вполне конкретную дефиницию экстремизма:
Экстреми́зм (от лат. extremus — «крайний, чрезмерный») — приверженность крайним и радикальным взглядам, методам действий (обычно в политике).
Однако российский законодатель не ограничивается столь лаконичной формулировкой. Наоборот, легальный термин "экстремизм" включает в семя множество действий.
В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" под экстремизмом понимается огромное количество всевозможных действий (аж целых 13 абзацев). Процитирую их здесь, просто прочитайте их все, так как привести какого-то общего определения экстремизму не представляется возможным:
Экстремистская деятельность (экстремизм):
◼️ насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами;
◼️ публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
◼️ возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
◼️ пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
◼️ нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
◼️ воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
◼️ воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
◼️ совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
◼️ использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии;
◼️ публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
◼️ публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
◼️ организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
◼️ финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;
Как вы можете заметить, законодательное определение экстремизма весьма расплывчатое. Это открывает простор для вольного толкования, и возможности подвести под это определение что угодно (в том числе довольно обыденных и не агрессивных действий).
Во-вторых, пользоваться Инстаграмом, размещать там собственные фото и тексты, а также читать контент других пользователей будет незаконно?
В Уголовном кодексе РФ есть статья 282.2. "Организация деятельности экстремистской организации", которая предусматривает несколько деяний:
⚫️️⃣ Пункт. 1. Организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Этот пункт к простым пользователям Инстаграм не относится.
⚫️️⃣ Пункт 1.1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в деятельность экстремистской организации.
Вот тут уже можно найти какой-нибудь состав для простых пользователей Инстаграм. Под склонением, вербовкой или иным вовлечением лица в деятельность экстремистской организации следует понимать умышленные действия, направленные на вовлечение сторонних лиц в такую деятельность, например, путем уговоров, подкупа, угрозы, убеждения, просьб, предложений (в том числе совершенные посредством размещения материалов на различных носителях и распространения через информационно-телекоммуникационные сети), применения физического воздействия или посредством поиска лиц и вовлечения их в деятельность экстремистского сообщества или экстремистской организации.
Так, если уж сильно понадобится кого-то привлечь, то под вовлечение можно подвести любую рекламу (таргет и не только), направленную на привлечение внимание пользователей интернета к экстремистской организации Meta Platforms Inc.
Я понимаю, что сейчас это всё выглядит очень бредово. Мол, как это простой таргет может быть квалифицирован как вовлечение в экстремизм.
Но все всё понимают, как говорится...
⚫️️⃣ Участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Под участием в экстремистском сообществе следует понимать вхождение в состав такого сообщества с намерением участвовать в подготовке или совершении одного или нескольких преступлений экстремистской направленности, участие в подготовке к совершению указанных преступлений экстремистской направленности и (или) непосредственное совершение таких преступлений, а также выполнение лицом функциональных обязанностей по обеспечению деятельности такого сообщества (снабжение информацией, ведение документации и т.п.).
Нетрудно догадаться, что формулировка данного пункта позволяет практически любую деятельность на площадке Инстаграм отнести к экстремистской.
Еще одна статья Уголовного кодекса РФ 282.3. "Финансирование экстремистской деятельности":
⚫️ Предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации.
В первой части статьи уже писала, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" финансирование экстремизма включает также иное содействие в организации, подготовке и осуществлении экстремистской деятельности, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Пишу этот текст и сама не могу поверить. Однако в том и состоит абсурдность признания Meta Platforms Inc. экстремистской.
Продолжение следует