На семейном завтраке разговор зашёл о профилактике. Накануне мне предложили провести уроки в школе для пятиклассников, рассказать им о работе спасателей, о том как не потеряться, и что делать, если всё таки потерялся.
- Зачем школьникам такие уроки? Сейчас же всё можно на ютубе посмотреть? - это мой сын заинтересовался темой беседы. А я в свою очередь весьма заинтересовался возможностью из первых рук узнать, что знает среднестатистический школьник о природной среде.
- Ну представь, вот поехали мы с тобой в лес...
- Зачем??
- За ягодами. В лесу интернет слабенький, ютуб точно не потянет. Так что у тебя есть те знания, которые есть реально. Новых узнать ты не сможешь. Ну и что ты будешь делать, чтобы не потеряться?
- С тобой рядом ходить. Ну чтобы ты всегда у меня в поле зрения был.
- Молодец! Это самое важное, что должен ребёнок знать. А вот... допустим... перестал меня видеть. Что будешь делать?
- Позову. Громко позову. Ой... нет... звать же нельзя... так звери сбегутся.
- Не сбегутся, это самое правильное решение - громко позвать. А звери от криков, наоборот, разбегутся. Раньше, девушки в деревнях когда грибы-ягоды собирали, специально громко песни пели, чтобы звери к ним не подходили. Так что зови.
- ПАААА-ПАААААААА!!
- Отлично. Тебя сейчас наверняка все соседи услышали. И в лесу я тебя скорее всего тоже услышу и приду. Ну вот а если нет. Что дальше будешь делать?
- Оставаться на месте. //надеюсь о необходимости оставаться на месте, если потерялся, знают не только дети спасателей? Вы своим ведь тоже напоминаете регулярно, что нельзя никуда отходить? И в лесу, и в городе.//
- Уже хорошо. Стоишь на месте. Меня нет. Что дальше?
- эммм... эээ... костёр разводить? Такой, чтобы дыма побольше.
- А как развести костёр, чтобы дыма побольше было?
- Из ёлок?
- Ну, вообще-то да... А спички у тебя с собой есть? А топорик, чтобы еловых веток нарубить, а точно уверен, что костёр сумеешь развести? Давай-ка вернёмся назад немножко, к тому моменту, когда ты меня громко звал. Раз голосом не получилось, может, еще как-то попробуешь?
-.... как?
- В обычной жизни ты наверняка бы сам догадался, и даже не задумываясь бы это сделал. Поэтому я тебе подскажу. По телефону не хочешь мне позвонить?
- Так я бы телефон в машине оставил! Чтобы не потерять!
- Ээээ нет, котёнок) В лес без телефона я бы точно тебя не отпустил! Так что давай, звони.
- Звоню
- "абонент не доступен"
- и чего тогда? маме позвонить?
- как вариант. Только и до неё не дозвониться...
- Вспомнил!! 112 надо!!!
- Конечно. Давай самый-самый грустный вариант развития событий рассмотрим. Меня нет, на крики не отвечаю, по телефону вообще ни до кого не дозвониться. Куда пойдешь?
- Никуда не пойду. На месте буду оставаться, помню я, помню, что уходить никуда нельзя.
Дети в лесу теряются редко. Единичные случаи в год. Но я бы вот очень-очень не хотел, чтобы мой сын стал такой вот "единичкой" в статистике... И хорошо, что заранее выяснилось, что он побоялся бы меня в лесу позвать и мы эту ситуацию дома проговорили. А ведь это сын спасателя, который как ни крути, побольше знает о безопасности в лесу, чем обычный городской школьник. Так что нужны, ой как нужны детям такие уроки. И еще больше нужны они родителям. Ведь именно от взрослых в первую очередь зависит, не потеряют ли они ребёнка в лесу и что будут делать, если вдруг.