Найти тему
Константин Скворцов

Долг это камень на крышке гроба глобализации

Во главу современной монетарной теории поставлен экономический рост. Чаще его выражают в цифрах ВВП либо в долларах напрямую, либо, что более корректно, в показателях ППС (паритет покупательной способности). Можно сказать что ВВП это дитя 20 века, ведь впервые это понятие было предложено в 1934 году Саймоном Кузнецом, за что в 1971 (запомним эту дату) году он получил Нобелевскую премию. А широкое распространение оно получило после выхода в 1960 году учебника "Экономикс" (К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю).

Неспроста данное понятие приобретает особый смысл во второй половине 20 века. Именно тогда кривая численности населения Земли устремляется свечкой вверх и на первое место выходит понятие роста. В тот момент стало казаться очевидным, что именно рост во всех смыслах является главной движущей силой для любых организаций, будь то государства или коммерческие структуру. При этом, мир видится замкнутым, география почти полностью освоена, космос несмотря на бурное развитие, все же пока больше похож на мечту. Отсюда происходит понимание что единственный способ выжить в данных условиях - это расти на своем конкурентном поле быстрее остальных. Особое значение это понимание приобретает в США, которое стремится к мировому лидерству и ставит на первое место экономическое превосходство.

Для достижения экономического превосходства основным инструментом становится глобальная финансовая система, основной единицей которой является американский доллар. Теория экономического превосходства становится якорной для всей американской стратегии. В чем же суть показателя ВВП как основного показателя для достижения господства над миром. Введение общего универсального критерия позволяет забыть о количестве единиц продукции, выплавки тонн стали и тд. Ведь для данного показателя не важно какие действия производятся в экономике, изготовление ли это машин или игра на бирже с ценными бумагами, важен лишь конечный результат. Можно сказать что ВВП стал показателем монетарного оборота, что само по себе достаточно иронично, так как валовый внутренний продукт становится главным козырем махровых монетаристов и перестает собственно быть "продуктом". Тогда и появляется соблазнительная идея: а что если вся эта тяжелая индустрия, конвейерные производства и прочие атрибуты индустриализации в конечном итоге не так уж важны? Так появляется понятие постиндустриального общества.

В условиях замкнутой системы, при доминирующей парадигме роста, показатель ВВП стал приобретать ключевое значение как главный критерий не просто экспансии государства, а его фактически местоположения в табели о рангах. Так произошло деление государств на развитые и все прочие. Более того, для США этот показатель стал показателем степени доминирования в глобальном масштабе. Соответственно, для достижения высоких уровней ВВП пришлось полностью перестраивать всю экономическую модель, так как на первое место нужно было поставить не реальную экономику, а финансовую надстройку. Фактически это была тихая революция, переворот всего уклада с ног на голову. Если в 30-ее гг во времена Великой Депрессии основным методом преодоления кризиса виделись большие инфраструктурные проекты, то после 60-хх гг все стало сводиться к монетарным стимулам. Кульминации это видение достигает в 2008 году в первой фазе мирового экономического кризиса.

Перекосы парадигмы экономического роста
Перекосы парадигмы экономического роста

Переход власти к финансистам монетарного толка породил совершенно другой взгляд на долг. Теперь долг стал рассматриваться не просто как неизбежное зло или расплата за рост. Долг стал видеться как основной источник финансового могущества.

После отвязки в 1971 году (!!!) Никсоном доллара от золота, доллар получает огромные возможности для увеличения своей массы, а долг фактически становится главным драйвером его распространения. Так что можно считать 1971 годом окончательной победы монетаристов. Не все шло гладко и монетарная теория встречала свои препятствия. Одним из них был разгон инфляции в 70-ее гг.

-2

Хотя считается, что главной причиной быстрого роста цен стало нефтяное эмбарго, на наш взгляд оно послужило лишь спусковым крючком. Настоящей причиной была новая роль доллара и слабо развитая монетарная теория и практика. Главным выводом сделанным фин властями стало понимание роли Центробанка (ФРС) и ключевой ставки как основы удержания инфляции. С другой стороны, стало понятно что просто печать доллара приведет просто к его быстрому обесцениванию. Отсюда возникла необходимость построения устойчивой долговой пирамиды в которой печать доллара и рост мощности финансового контура был бы "обеспечен" реальными активами.

Это стало внутренним содержанием Рейгономики. Именно в начале 80-хх гг 20 века на рынке ценных бумаг совершаются грандиозные "открытия". Фирма Salomon Brothers находит способ вывести на рынок жилищные долговые обязательства, а компания Drexell Burnham (обе относятся к "новым еврейским деньгам") огромную массу тн "мусорных" корпоративных долгов. Два этих рынка в кратчайшие сроки становятся самыми мощными, далеко обгоняя фондовый рынок. Теперь основу финансовой пирамиды составляют не акции, а облигации, те долги. Быстро растет и государственный долг. Долговая пирамида обеспеченная более широким основанием "реальных активов" устремляется в небеса.

-3

Как видно на графике госдолг США получает мощный импульс в начале 80хх годов, а его "провисание" в 90-хх стало следствием распада Советского Союза и огромным расширением рынка.

Распад СССР и дальнейший бурный рост экономики стали триумфом для финансовых монетаристов. Желанная цель - построение глобальной финансовой пирамиды была близка как никогда. Именно новая монетарная теория, где во главу угла стал рост, основанный на долге, стала главной экономической силой глобализации. Все остальное - свободные рынки капитала, постиндустриальное общество и прочее - всего лишь ее атрибуты.

Для монетаристов становится очевидно что они смогли создать улучшенную модель своей теории, призванной к достижению мирового господства. Им стало казаться что у них в руках своего рода "философский камень". Теперь главным товаром международной торговли становится не нефть и прочие неудобные и громоздкие материалы, главный товар мировой торговли это доллар. Эту концепцию быстро подхватывают по всему миру. Евро стало главным европейским товаром, Япония активно расширяет распространение йены, Китай также почти полностью копирует американскую системы со своими особенностями. Основной его быстрого экономического роста становится еще более быстрый рост долга. Остальным странам, если они не хотели плестись в конце "прогресса" приходится не отставать и активно наращивать свои долги. Общий суверенный долг всех стран составил в 2020 году $226 трлн, достигнув 256% мирового ВВП. Главными держателями долга являются США и Китай, но в целом долговая нагрузка растет повсеместно. И это только государственные долги. Если учесть еще корпоративные и частные долги то общая сумма уже приближается к квадриллону долларов!

В чем основная проблема долга? Понятно что этот долг в целом никогда не будет оплачен. Как показал кризис 2008 года единственное пока решение для долга - еще больший долг. В конечном итоге вся эта сумма долгов, государственных, частных, корпоративных перекладывается на основного держателя - государство и его ЦБ как основного эмитента валюты. Те происходит трансляция долга на денежную единицу. Как мы и писали ранее - это неминуемый путь для сверхмощной инфляции. Когда долг превысил некий порог, то инфляция становится механизмом обратной связи для роста долга. Ведь чем выше инфляция, тем больше ставки по процентам, тем больше стоит обслуживание долга, отсюда возникает колесо долговой сансары:

-4

Когда скорость вращения достигает критической отметки есть только две возможности разорвать замкнутый круг: дефолт по основным обязательствам, либо гиперинфляция, которая фактически тот же дефолт только с другого ракурса - дефолт нац валюты.

Любой из этих вариантов ставит конец как на новой монетарной теории, так и на всем проекте глобализации. Механику этого разрушения мы описывали много раз, можно посмотреть здесь https://zen.yandex.ru/media/id/5ef2414c565ae91616a38c20/na-grebne-volny-formirovanie-volnovoi-infliacii-622c6546b8370032fff62643 или здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5ef2414c565ae91616a38c20/razrushitelnaia-storona-kapitala-kak-finansovyi-kapital-unichtojit-globalizaciiu-6227ac1ccf6b7a18376c63e8

Взаимные массовые дефолты породят волну, которая разрушит большинство текущих экономических связей, общий финансовый рынок, наконец все ценности заключенные в виде основных фиатных валют "ибо в один час погибло такое богатство". Понятно что полностью валюты не исчезнут, более того, мера обесценивания каждой будет зависеть от долговой нагрузки на нее. Но в целом будет уничтожена экономическая основа глобализации.

Поэтому для защиты реальной экономики от разрушительного воздействия инфляции фиатных валют необходимо создание нового подхода к оценки товарооборота. Одним из вариантов данного подхода стоит рассмотреть именно ресурсные деньги - как эквивалент реальной стоимости товаров и услуг.

+++++++++++++++++++++++++

Напоминаю что наш текущий ресурсный индикатор можно смотреть здесь: https://resourcemoney.org/

Как правильно пользоваться нашим ресурсным индикатором? Напоминаю что он отслеживает стоимость корзины основных биржевых ресурсов относительно доллара. На 11 окт 2021 года он был равен 1. Вопрос стоит не в том что ресурсы дорожают, вопрос стоит в том что доллар дешевеет относительно основных ресурсов.

Обсуждение темы ресурсных валют, новой экономики, процессов деглобализации и доменизации мира можно вести в нашем телеграмм-канале:

https://t.me/resourcemoney

+++++++++++++++++++++++

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц