Найти тему
Финансовый Анализ

Финансовый анализ: с чего начать работу экономисту, аналитику, финансовому менеджеру?

Оглавление

Здравствуйте, дорогие друзья. В одной из прошлый статей я кратко рассказывал о том, как я внедряю бюджетирование на предприятии.

В этой статье простым языком с небольшими примерами я расскажу о том, с чего начать работу на новом рабочем месте экономисту, аналитику, финансовому менеджеру или даже бухгалтеру (если ваш руководитель решил сэкономить на профильном специалисте). В данной статье я не буду глубоко погружаться именно в финансовый анализ, финансовые коэффициенты, но дам общие направления работы, с чего стоит начать и что делать дальше. Итак, коллеги, приступим.

Ниже мы разберём такие вопросы, так сказать, составим для себя план действий:

  • В каких ситуациях следует анализировать.
  • Кто должен участвовать в процессе анализа и где искать информации.
  • Как упростить процесс анализа.
  • Показатели, которые нужно анализировать в первую очередь.
  • Разобраться в видах анализа: вертикальный, горизонтальный, план-факт, факторный анализ.
  • Панели приборов, или дашборды.

Что же такое финансовый анализ?

Финансовый анализ — это исследование финансовых показателей, финансовых результатов деятельности с целью выявления причин их изменения и поиска управленческих решений для их улучшения.

Что нам понадобится для проведения финансового анализа?

  • Наличие отчёта, а лучше двух (ОПиУ, ДДС).
  • Временные ресурсы и вообще желание этим заниматься, любовь к цифрам.
  • Вовлечённость людей, ответственных за показатели.

Я убеждён, что каждый пункт из этого важен, но именно вовлечённость ответственных за показатели специалистов поможет значительно сэкономить время и избежать ошибок в расчётах, а также, переделок.

В любом случае, у вас должна быть цель, понимание что вы делаете и для чего.

Обязательные вопросы:

  • Какая у показателя должна быть норма?
  • Кто отвечает за этот показатель и чьи действия приводят к изменению?
  • Насколько важен этот показатель в общей доли влияния на результаты компании?

Виды анализа

  • Вертикальный.
  • Горизонтальный.
  • Факторный анализ.
  • План-факт анализ.

Вертикальный анализ

Здесь мы анализируем доли одних показателей в других. Например, возьмём упрощённый Отчёт о прибылях и убытках

Вертикальный анализ
Вертикальный анализ

Здесь, например, мы можем ответить на вопрос какая доля производственных расходов содержится в выручке.

Горизонтальный анализ

Горизонтальный анализ помогает увидеть изменения в динамике.

Горизонтальный анализ
Горизонтальный анализ

Здесь мы видим в динамике изменение каждого показателя.

Факторный анализ

Факторный анализ помогает понять за счёт влияния каких факторов произошло изменение результатирующего показателя, например, чистой прибыли и какой из этих факторов оказал максимальное влияние. Это более сложная ступень анализа и требует углубленных знаний в методологии расчёта.

Ниже приведу несколько скриншотов из нашего файла автоматизации Факторного анализа прибыли:

-4
-5
-6

Прочитать более подробнее о файле и приобрести его можно здесь: https://fin-analis.ru/analisprib/

План-факт анализ

Здесь всё просто: анализируем выполнение плана.

План-факт анализ
План-факт анализ

На какие показатели необходимо обращать внимание?

Показатели ДДС (Отчёта о движении денежных средств)

  • Поступления/выбытия денег.
  • Остатки на расчётных счетах.
  • Сальдо по видам деятельности.
  • Изменения конкретных статей.

Кстати, автоматизировать Отчёт о движении денежных средств в Excel вы можете с помощью одного из наших продуктов:

-8
-9
-10

Ознакомиться и приобрести файл вы можете по ссылке: https://fin-analis.ru/odds/

Показатели ОПиУ (Отчёта о прибылях и убытках)

  • Выручка — в динамике и по составу.
  • Производственные, административные, коммерческие расходы в динамике и по составу.
  • Рентабельность.
  • Динамика статей.

Если этих двух отчётов нет, то нужно их создать. Если они есть — обязательно проверить на корректность данных, потому что сколько раз убеждался на собственном опыте, что большинство собственников мешают данные между этими отчётами или создают из них что-то среднее, тем самым нарушая логику отчётности — как правило, путают или не учитывают начисления и фактические поступления, или списания.

Показатели Баланса

  • Активы и их рентабельность.
  • Состав активов в динамике.
  • Собственный капитал (СК) и рентабельность СК.
  • Финансовая устойчивость и финансовая независимость.
  • Отношение собственных и заёмных средств.
  • Показатели ликвидности баланса.
  • Показатели отношения разделов баланса друг к другу.

Финансовый анализ по отчётности предприятия отлично реализован в нашем продукте Анализ финансового состояния предприятия:

-11
-12
-13
-14

Посмотреть подробную информацию по файлу и приобрести его можно здесь: https://fin-analis.ru/analisfsp/

Как упростить анализ?

  • Агрегировать данные для регулярного анализа в отдельную таблицу. Только ключевые показатели и ничего лишнего. Здесь может быть идти речь о создании дашбордов, которые снискали себе популярность в последние годы.
  • Передать часть ответственности за анализ ответственным за свои показатели. Тут следует быть аккуратным и держать руку на пульсе, потому что доверять всецело непрофильному специалисту нельзя.

Ниже приведу пример простенького дашборда, который делался для визуализации данных небольшой онлайн-школы:

Дашборд
Дашборд
Дашборд
Дашборд

Здесь, в виде таких «контрольных ламп» собрана ключевая информация по деятельности компании. Согласитесь, собственнику видеть информацию в таком виде гораздо удобнее, чем просто в таблицах.

Что ещё можно анализировать кроме этих трёх отчётов?

Например, связь операционных показателей с результатами.

  • Выручка и средние чеки.
  • Изменение этапов в воронке продаж.

Данные должны быть сопоставимыми.

Транслируем результаты на сотрудников

  • Прививаем ответственность за результат сотрудников.
  • Повышаем вовлечённость специалистов в результат
  • Фокусируем людей на важном.

Рекомендую вести реестр управленческих решений

После анализа:

  • Выписать показатели, требующие внимания.
  • Зафиксировать список задач, целей и действий по показателю.
  • Проинструктировать ответственных.
  • На следующем этапе анализа проверить, что сработало, а что нет.

Также, рекомендую провести SWOT-анализ:

  • Выявить возможности.
  • Угрозы.
  • Сильные стороны.
  • Слабые стороны.

Что дальше?

  • Берём исходные значения по итогам анализа.
  • Формируем список гипотез, целей, задач на проработку.
  • Берём данные в работу.
  • Начинаем решать проблемы, определяя их источник и то, что с ними можно сделать.

Далее:

  • Фиксируем новое значение
  • Выясняем, что вышло хорошо, а что не получилось.
  • Позитивное укрепляем, от негативного избавляемся.
  • Наслаждаемся проделанной работой и полученным результатом. )

Источник: https://fin-analis.ru/finansovyy-analiz-s-chego-nachat-rabotu-ekonomistu-analitiku-finansovomu-menedzheru