Найти в Дзене

Дедушкин мотор... мотор-дедушка. Печальная ода о "Вихре-20"

Среди множества отечественных лодочных моторов по количеству выпущенных единиц однозначно доминирует одна модель, родиной которой является город Куйбышев (ныне Самара). Этот мотор со стальным колпаком, напоминающим по форме средневековый рыцарский шлем, и по сей день можно встретить в дальнем углу старого гаража. Он взирает на нас своими пустыми "глазницами" и напоминает о временах, когда его братья певуче гудели на всех великих и малых реках нашей Родины.
Его история начинается в далеком уже 1965 году, когда номенклатура выпускаемых советской промышленностью мотолодок и моторов для них была довольно ограничена. Водномоторники на тот момент в основном ходили на ранних "Казанках", на тот момент еще не имевших булей, и 10-сильных "Москвах" с круглым колпаком. В строю еще было множество "Стрел" и "ЗИФов", выпуск которых совсем недавно завершился. Но промышленность уже готовила любителям мотолодок щедрый (и, как потом выяснилось, неоднозначный) подарок... Завод в Куйбышеве, где когда-то в

Среди множества отечественных лодочных моторов по количеству выпущенных единиц однозначно доминирует одна модель, родиной которой является город Куйбышев (ныне Самара). Этот мотор со стальным колпаком, напоминающим по форме средневековый рыцарский шлем, и по сей день можно встретить в дальнем углу старого гаража. Он взирает на нас своими пустыми "глазницами" и напоминает о временах, когда его братья певуче гудели на всех великих и малых реках нашей Родины.

Его история начинается в далеком уже 1965 году, когда номенклатура выпускаемых советской промышленностью мотолодок и моторов для них была довольно ограничена. Водномоторники на тот момент в основном ходили на ранних "Казанках", на тот момент еще не имевших булей, и 10-сильных "Москвах" с круглым колпаком. В строю еще было множество "Стрел" и "ЗИФов", выпуск которых совсем недавно завершился. Но промышленность уже готовила любителям мотолодок щедрый (и, как потом выяснилось, неоднозначный) подарок...

Завод в Куйбышеве, где когда-то выпускали "Стрелу", освоил производство лодочного мотора, разработанного на основе технических решений немецкого ПЛМ "Кёниг". Новая модель получила название "Вихрь". Моторы первых серий обладали мощностью порядка 17 л. с., но постепенно "окрепли" до штатных 20 л. с. Увесистых крепышей (сухой вес - 48 кг) активно раскупали водномоторники, которых привлекала высокая мощность нового агрегата.

Могучий "Вихрь" уверенно толкал изящную "Казанку", выводя ее на глиссирование даже с парой-тройкой пассажиров. Эту легкую мотолодку он разгонял до небезопасных 40-45 км/ч при наличии на борту одного водителя. И недавно освоенной промышленность мотолодке "Прогресс" он тоже был вполне подстать, хотя этот тяжелый, основательный "утюг" не отказался бы и от чего-то более мощного... "Вихри" также подарили нашим согражданам новый вид спорта - водные лыжи. Ни один отечественный мотор до него лыжника нормально тянуть не мог.

К сожалению, надежностью и передовыми техническими решениями наш герой не блистал. Ремонт и доработка "Вихря" - популярнейшее занятие отечественных водномоторников на протяжении пяти минувших десятилетий... У зверюги постоянно тёк далекий от совершенства карбюратор, оставляя на воде вокруг кормы нарядные радужные следы. Не отличалась надежностью система зажигания - забрызгивание свеч водой на ходу через отверстия поддона не были редким явлением, пробивало некачественные катушки зажигания. Система включения передачи не поддавалась точной настройке - передача могла самопроизвольно включиться на нейтрали или вылететь на ходу. На ранних моделях даже от небольших нагрузок завивался винтом торсион. Сборка редуктора и дейдвуда представляла из себя целое испытание для владельца. Двигатель с устаревшей дефлекторной продувкой не радовал экономичностью, поглощая 12-14 л (в зависимости от износа чугунной поршневой) недефицитного в советское время бензина в час.

Тем не менее, именно с этим ПЛМ связан первый, а часто и единственный водномоторный опыт у огромного числа наших сограждан. Миллионы "Вихрей" заводились по утрам в залитых солнцем затонах, увозя рыбаков в заветные рыбные места... Увы, многие "счастливые" владельцы "Вихрей" возвращались в базу на веслах, активно тренируя руки. Он дарил людям радость полёта над водной гладью, и он же порой заставлял в бессилии замирать над ним, не заводясь даже с сорокового-пятидесятого потяга. А сколько нецензурных слов заслужил первый "Вихрь" вместе со своими потомками - не сосчитать! Но вот такой уж он был, неоднозначный и ставший теперь частью истории.

Спасибо, что прочитали мою статью до конца! Если у вас есть свой опыт общения с "Вихрем-20", прошу поделиться им в комментариях!