Найти в Дзене
Лилия Габдрафикова

"Мы видим совершенно другой облик татарского села..."

Небольшое село Нижняя Ура, скромно и неприметно расположившееся на севере Арского района Республики Татарстан, сегодня ничем особым не отличается от сотен других татарских населенных пунктов, живущих незаметным трудом и повседневными заботами. Патриархальная тишина, неспешный ход жизни, простой и не взыскательный быт селян. Кажется, что так было всегда. Монотонное движение времени и ненужное прошлое, в котором не было ничего яркого и запоминающегося.

К счастью это всего лишь заблуждение, от которого мы постепенно освобождаемся, сдувая пыль с дорогой обложки нашей истории, открывая первые страницы драгоценного фолианта, заново знакомясь со своим родом, нацией и Отечеством. В этом зеркале исторической судьбы, мы видим совершенно другой облик татарского села, удивляющий и восхищающий нас своей силой и выдающимися свершениями.

Нижняя Ура – уникальная во всех смыслах деревня, влиявшая на весь тюрко-татарский мир, не уступавшая в своей славе лучезарной Казани.

Это – родина горделивых беков и мурз, ведущих свое родословие с далекого XII века, строивших средневековые татарские государства, с оружием в руках, отважно защищавших Россию.

Это – родина татарского промышленного капитализма. В конце XVIII – первой половине XIX столетия, ткацкие фабрики села производили почти половину кумача страны, а значит, фактически, одевали ее население. Деревенские предприниматели контролировали восточную торговлю империи, укрепляя и развивая ее экономические связи.

Один только купец этого аула Мукмин Хозясеитов в разные годы осуществлял более 60% экспортных операций государства с казахской степью.

В обычном, на первый взгляд, татарском селе, в течение всего XIX века, жили и работали более 40 гильдейских купцов – местных уроженцев, десятки семей состояли в мещанском сословии Казани, Арска, Царевококшайска, Чистополя и других городов.

Репродукция шамаиля "Второй ковчег Нуха (Ноя)". 1902 г.  Автор Мухаметзян бин Халиулла Хозясеитов. Фото: НМ РТ
Репродукция шамаиля "Второй ковчег Нуха (Ноя)". 1902 г. Автор Мухаметзян бин Халиулла Хозясеитов. Фото: НМ РТ

Нижняя Ура – вековой очаг исламской культуры и просвещения. Здесь жили самые выдающиеся богословы и шейхи эпохи, преподававшие в знаменитых медресе, куда стремились за знаниями шакирды из самых дальних уголков необъятной России. Тысячи мюридов из татар-мишар имел местный ишан Хабибулла бин Хусаин, отважно претендовавший на создание альтернативного муфтиата в России.

Богатые мусульмане деревни делали многотысячные пожертовования на строительство величественных каменных мечетей. Они возвели мечеть при Оренбургском магометанском духовном собрании в Уфе, которая и сегодня служит правоверным и является замечательным памятником культовой архитектуры.

Аналогичные здания построены ими в городе Троицке (ныне Челябинская область), с. Алашайка (ныне Республика Марий Эл), деревне Ташкичу (ныне Арский район Республики Татарстан).

Промышленники Нижней Уры горячо опекали и щедро поддерживали род Шигабутдина Марджани и, наверно, без их участия нация никогда бы не получила выдающегося мыслителя и реформатора.

Без их воли, муфтий не предпринимал ни одного шага в решении насущных для мусульман проблем. Влияние богатого и амбициозного села распространялось на татар всей России, которые заслуженно давали ему восхищенные эпитеты: «Оры-Шариф (Священная Ура), «Байлар Орысы» (Ура богачей), «Шахри Оры» (город Ура) и многие другие.

Как же случилось так, что сегодня сами жители села почти ничего не знают об этой великой истории? Что стало с нашей памятью и почему мы не учимся на бесценном и выстраданном опыте наших предков?

Бесстрастное прошлое свидетельствует о безграничном потенциале, созидательной энергии и силе татарской деревни. Но оно также свидетельствует о возможных ошибках, заблуждениях и драматичных коллизиях, несущих неизбежные потери.

Именно такой, невероятно сложной, но в то же время реальной и живой биографии села посвящена эта книга.

Из книги Радика Салихова "Служилая Ура: рождение татарского капитализма" (Казань, 2015).

-2

Читайте также:

Как татарин из Заказанья построил первую каменную мечеть в Уфе