Небольшое село Нижняя Ура, скромно и неприметно расположившееся на севере Арского района Республики Татарстан, сегодня ничем особым не отличается от сотен других татарских населенных пунктов, живущих незаметным трудом и повседневными заботами. Патриархальная тишина, неспешный ход жизни, простой и не взыскательный быт селян. Кажется, что так было всегда. Монотонное движение времени и ненужное прошлое, в котором не было ничего яркого и запоминающегося.
К счастью это всего лишь заблуждение, от которого мы постепенно освобождаемся, сдувая пыль с дорогой обложки нашей истории, открывая первые страницы драгоценного фолианта, заново знакомясь со своим родом, нацией и Отечеством. В этом зеркале исторической судьбы, мы видим совершенно другой облик татарского села, удивляющий и восхищающий нас своей силой и выдающимися свершениями.
Нижняя Ура – уникальная во всех смыслах деревня, влиявшая на весь тюрко-татарский мир, не уступавшая в своей славе лучезарной Казани.
Это – родина горделивых беков и мурз, ведущих свое родословие с далекого XII века, строивших средневековые татарские государства, с оружием в руках, отважно защищавших Россию.
Это – родина татарского промышленного капитализма. В конце XVIII – первой половине XIX столетия, ткацкие фабрики села производили почти половину кумача страны, а значит, фактически, одевали ее население. Деревенские предприниматели контролировали восточную торговлю империи, укрепляя и развивая ее экономические связи.
Один только купец этого аула Мукмин Хозясеитов в разные годы осуществлял более 60% экспортных операций государства с казахской степью.
В обычном, на первый взгляд, татарском селе, в течение всего XIX века, жили и работали более 40 гильдейских купцов – местных уроженцев, десятки семей состояли в мещанском сословии Казани, Арска, Царевококшайска, Чистополя и других городов.
Нижняя Ура – вековой очаг исламской культуры и просвещения. Здесь жили самые выдающиеся богословы и шейхи эпохи, преподававшие в знаменитых медресе, куда стремились за знаниями шакирды из самых дальних уголков необъятной России. Тысячи мюридов из татар-мишар имел местный ишан Хабибулла бин Хусаин, отважно претендовавший на создание альтернативного муфтиата в России.
Богатые мусульмане деревни делали многотысячные пожертовования на строительство величественных каменных мечетей. Они возвели мечеть при Оренбургском магометанском духовном собрании в Уфе, которая и сегодня служит правоверным и является замечательным памятником культовой архитектуры.
Аналогичные здания построены ими в городе Троицке (ныне Челябинская область), с. Алашайка (ныне Республика Марий Эл), деревне Ташкичу (ныне Арский район Республики Татарстан).
Промышленники Нижней Уры горячо опекали и щедро поддерживали род Шигабутдина Марджани и, наверно, без их участия нация никогда бы не получила выдающегося мыслителя и реформатора.
Без их воли, муфтий не предпринимал ни одного шага в решении насущных для мусульман проблем. Влияние богатого и амбициозного села распространялось на татар всей России, которые заслуженно давали ему восхищенные эпитеты: «Оры-Шариф (Священная Ура), «Байлар Орысы» (Ура богачей), «Шахри Оры» (город Ура) и многие другие.
Как же случилось так, что сегодня сами жители села почти ничего не знают об этой великой истории? Что стало с нашей памятью и почему мы не учимся на бесценном и выстраданном опыте наших предков?
Бесстрастное прошлое свидетельствует о безграничном потенциале, созидательной энергии и силе татарской деревни. Но оно также свидетельствует о возможных ошибках, заблуждениях и драматичных коллизиях, несущих неизбежные потери.
Именно такой, невероятно сложной, но в то же время реальной и живой биографии села посвящена эта книга.
Из книги Радика Салихова "Служилая Ура: рождение татарского капитализма" (Казань, 2015).
Читайте также:
Как татарин из Заказанья построил первую каменную мечеть в Уфе