Найти тему
Спасти сценариста

Ставка (альтернативный фактор)

Оглавление

Ставка (альтернативный фактор) – это что-то ценное, что герой потеряет, если откажется от цели. Что случится, если герой не достигнет цели. И можно сказать, что это причина, по которой главный герой хочет добиться цели.

Примеры. Семья Уолтера Уайта останется без средств, жену Джона Маклейна убьют террористы, Шурик завалит экзамен[1].

Ставка (альтернативный фактор) есть в основном конфликте и в отдельных драматических ситуациях[2].

Драматическая ситуация — это положение героя, когда давление окружающих обстоятельств сильнее, чем возможности характера персонажа[3].

С каждой новой драматической ситуацией ставки должны повышаться. И тогда повышается уровень напряжения[4].

Например, полицейский в боевике может раскрыть дело, и если он этого не сделает, может потерять работу. По мере развития сюжета персонаж может обнаружить, что, если не арестует преступника, может фактически потерять свою жизнь (ставки повышены). Затем в конце он может понять: если не поймает убийцу, его дочь-подросток, похищенная злодеем, может погибнуть (ставки еще выше.)

Пример. «Крепкий орешек». Сценаристы подняли ставки, сделав жену главного героя одним из заложников, еще больше усилили конфликт, разлучив их, сделали его полицейским не из этого округа. Герой не имеет местной власти. Таким образом, ФБР понятия не имеют, кто он и не готовы помогать ему. А потом появляются важные мелочи. У персонажа нет обуви. Герой убивает плохого парня. И готов взять его ботинки, но они слишком маленькие. В дальнейшем, "ставки" еще больше повышаются - осколки стекла впиваются в ноги Джона[5].

Если ставки не содержат большого риска для персонажей в каждой сцене, это часто приводит к сценам, полным несущественных разговоров.

Примеры с персонажами

Главный герой

В "Выжившем" мы хотим знать, сможет ли Хью Гласс выбраться из дикой природы живым. На карту поставлена его физическая жизнь.

В "Головоломке" мы хотим выяснить, может ли Джой привести разум Райли в равновесие. На карту поставлен риск того, что Райли, образно говоря, умрёт внутри.

Антагонист

У него тоже должны быть высокие ставки, связанные с целью, прямо противоположной цели главного героя.

Персонаж-ставка

Это персонаж-ставка - человек в сценарии, который олицетворяет то, что поставлено на карту для главного героя.

Второстепенные персонажи

Каждый второстепенный персонаж также нуждается в цели со ставками. Они не обязательно должны быть такими большими, как у главных героев, но они всё равно должны влиять на жизнь персонажа.

Применение ставок к каждой сцене

Лучший способ сделать это задавать вопрос: “Что поставлено на карту для этих персонажей в этой конкретной сцене, и как это связано с общими ставками, которые они имеют в течение фильма?”

Пример. В первой сцене "Одержимости" жёсткий наставник Флетчер прерывает начинающего джазового барабанщика Эндрю во время репетиции. Мы сразу понимаем, что поставлено на карту в этой сцене для обоих персонажей.

Произведёт ли Эндрю достаточно впечатления на Флетчера, чтобы попасть в его группу? Найдёт ли Флетчер другого звёздного ученика, которого он сможет запугать, чтобы сделать великим?

Эти ставки также связаны с общими ставками фильма. Станет ли Эндрю когда-нибудь легендой джаза? Сможет ли Флетчер когда-нибудь “создать” легенду джаза с помощью своих методов обучения сержанта-инструктора?[6]

Семь категорий рисков и угроз, которые повышают ставки[7]:

1. Удар по самоуважению – опасность возникновения скандала, всеобщее порицание, вероятность оказаться в ситуации, из‑за которой станет стыдно. Это и ущемление собственного самолюбия. Опасность того, что вскроются какие‑то ошибки и просчеты.

Пример. Главному герою в трамвае наступил на ногу какой-то подросток. Герой потребовал извинений, а отрок в ответ лишь огрызнулся. Вот вам и конфликт. Альтернативным фактором в нем будет являться потеря самоуважения – боязнь ударить в грязь лицом на глазах у переполненного трамвая. Именно этот фактор и толкает героя в словесную перепалку, хотя на его месте вполне можно было бы и промолчать[8].

Пример. Рассказ Чехова «Смерть чиновника». Мелкий чиновник, чихнув в театре понимает, что потревожил впереди сидящего генерала и всячески хочет, чтобы тот его простил, но ему недостаточно простого «Ничего, ничего…» и он становится назойлив, в конце же:

— Пошел вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

— Что-с? — спросил шёпотом Червяков, млея от ужаса.

— Пошел вон!! — повторил генерал, затопав ногами.

В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся... Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер.

Редкий случай, когда потеря самоуважения приводит к смерти.

2. Профессиональный провал – ошибка, которая может стоить работы, карьеры или репутации. В такой ситуации герой может лишиться денег или положения.

Примером может служить любой сюжет, в котором офицеру командованием поручается некая ответственная задача. Естественно, ее выполнение для него – честь мундира, неудача – профессиональный провал.

3. Физический вред – угроза здоровью. В некоторых ситуациях здоровью может угрожать реальная опасность.

4. Угроза смерти.

5. Угроза жизни семьи.

6. Угроза существованию общественной группы, нации.

7. Угроза человечеству.

Все эти факторы расположены в соответствии с усилением их роли в развитии драматической ситуации.

История знает массу примеров, когда простейшие альтернативные факторы становились основой для блестящих сюжетов. Например, герои рассказов Гоголя и Чехова ни разу не занимались спасением нации или всего человечества.

Пример. Две семейные пары вместе с детьми отправляются в двухдневный загородный поход. Вечером на привале девочку кусает ядовитая змея; рядом с ней оказывается отец второго семейства – он пытается отогнать змею, но та кусает и его. Яд змеи смертелен, и люди просто не успеют добраться до города вовремя. Однако у мужчины есть с собой противоядие, но его хватит только для одного. Родители девочки считают, что спасти нужно именно ее, и они готовы силой отобрать лекарство у второй семьи. Мужчина же, как и его близкие, считает, что принять противоядие должен именно он. Две дружные семьи в один миг становятся лютыми врагами. Вот вам и конфликт.

Степень накала идет по возрастающей. Но это отнюдь не значит, что самые захватывающие драмы строятся вокруг угрозы уничтожения человечества. Здесь как раз и проявляется настоящее мастерство писателя и сочинителя: конфликты с более слабыми альтернативными факторами рождают больше интересных вариаций. В нашем примере со змеей действует альтернативный фактор четвертой группы (угроза смерти), он-то и позволяет нам ввести дополнительный очень интересный внутренний конфликт. А вот действуй у нас уже пятый фактор (укус получил его собственный ребенок), никаких внутренних противоречий у мужчины не возникло бы[9].

Можно задать самые высокие ставки в мире – астероид столкнётся с Землей, а затем в атаку на выживших пойдут 100 десептиконов, но если ваши герои картонные или попадают клише, или у них нет нерешённой внутренней дилеммы, то мы не сможем им сопереживать[10].

Стоит как можно раньше доводить до зрителя/читателя альтернативный фактор конфликта. Если не будет понятно, чем обернется поражение героя, то и переживать за него вряд ли тоже станут…

Формирующее событие

Формирующее событие / Formative Event) – это событие из прошлого героя, которое объяснит его дальнейшие действия в истории и из-за которого можно будет повысить ставки.

Например, в «Волшебнике страны Оз» Дороти уже потеряла один дом до того момента, когда она по сюжету поет «Somewhere Over the Rainbow». Она уже стала сиротой, которую приютила тетушка Эм. Для Дороти вернуться домой значит нечто гораздо большее, чем просто попасть обратно в Канзас.

Еще пример. «Молчания ягнят». Героиня (Кларисса Старлинг) рассказывает, что не смогла спасти ягнят на дядиной ферме. Именно это и есть Формирующее событие в жизни Клариссы, и узнаем мы о нем из ее беседы с Ганнибалом Лектором. Он делает вывод, что желание девушки стать агентом ФБР объясняется ее острым желанием преодолеть чувство вины, которое она испытывает из-за гибели ягнят: поэтому она и хочет спасать людей от насильственной смерти. У нее двойная цель — решить конкретную проблему и таким образом компенсировать ошибку в прошлом.

Еще пример. Фильм «На линии огня» о бывшем телохранителе президента Джона Кеннеди Фрэнке Хорригане, ныне агентом спецслужб. Хорриган не смог защитить президента, и его убийство стало для него Формирующим событием. В фильме Хорриган будет пытаться предотвратить убийство уже другого президента. Побочная сюжетная линия — романтические отношения телохранителя с коллегой, агентом Лили Рейнс. И тут тоже слышится эхо из прошлого: когда-то Фрэнк потерял жену из-за работы, поэтому теперь он должен отказаться от своего дела, чтобы этого не случилось с Лили. Ситуация, которая могла бы показаться банальной, вдруг приобретает глубокий смысл, когда заходит речь о грехах из прошлой жизни. Из-за прошлого Фрэнка ставки начинают подниматься на очень высокий уровень и доходят до предела. Герой должен разобраться с прошлым, чтобы у него было будущее.

Упражнение.

Опишите сюжет вашей истории в одном предложении. Например, для фильма «На линии огня» получится следующее: «Стареющий агент секретной службы получает шанс спасти президента». Какое будет основное действие в истории? Может ли нечто подобное произойти с героем в предыстории? Ответив на эти вопросы, вы получите Формирующее событие. Дальше опишите простое действие, которое станет частью вашего сюжета.

Пример: «Когда-то Фрэнку не удалось спасти Кеннеди, и теперь он получает шанс предотвратить еще одно убийство президента. Ему надо выполнить задание и преодолеть психологическую травму».

Шаблон: «Из-за (Формирующего события), мой протагонист должен преодолеть (Препятствие), чтобы разобраться с прошлым и двигаться дальше». Это упражнение можно также проделать со злодеем или препятствием, которое надо олицетворить[11].

[1] https://blog.ednation.ru/textbook/chto-takoe-czel-personazha-v-sczenarii/

[2] Вячеслав Ширяев, Дмитрий Котов «Сценарное мастерство».

[3]https://kinoky.com/blog/scenary/6.html#:~:text=Драматическая%20ситуация%20—%20это%20положение,сильнее%2C%20чем%20возможности%20характера%20персонажа

[4] Блейк Снайдер «Спасите котика!»

[5] http://temkina.tilda.ws/stakes

[6] https://telegra.ph/Vazhnost-stavok-stakes-v-scenariyah-06-16

[7] Александр Митта «Кино между раем и адом».

[8] https://litmasters.ru/sila-sujeta/alternativnyj-faktor.html

[9] https://litmasters.ru/sila-sujeta/alternativnyj-faktor.html

[10]Канал - script bro | сценаристы:

script bro | сценаристы

[11]http://www.cinemotionlab.com/novosti/kak_uluchshit_motivaciyu_dlya_geroya_i_podnyat_stavki_v_istorii_uprazhnenie/

Искренне надеюсь, что материал оказался полезен. Если у Вас есть желание поддержать проект, есть несколько способов это сделать: поставить лайк; сделать репост; подписаться на группу Вконтакте, в Фейсбуке и на телеграм-канал "Спасти сценариста"; оказать материальную помощь: Карта Сбербанка (Мосолов Д.С.) - 4276 3802 5583 3183, ЮМани - https://yoomoney.ru/to/410015828545773