Найти тему
Счастливый Кормчий

Ловушки задания 2 ОГЭ по русскому языку

Оглавление

Здравствуйте, друзья!

В этой публикации я собрала для вас трудные примеры задания № 2, связанные с нахождением грамматических основ предложений.

Традиционно вызывают затруднения предложения с составным именным сказуемым.

Пример № 1. Менделеев был одним из основателей Русского химического общества и неоднократно избирался его президентом.

С подлежащим всё просто – Менделеев. Увести нас от правильного ответа в этом предложении могут сказуемые. Первое, составное именное сказуемое, – «был одним из основателей» (глагол – связка был + именная часть одним из основателей). Как определить границы этого сказуемого? Главную лексическую нагрузку несёт на себе слово «(из) основателей». Мы можем перестроить предложение: «Менделеев - основатель Русского химического общества…». Второе, простое глагольное сказуемое, – «избирался». Грамматическая основа: «Менделеев был одним из основателей (и) избирался».

Может запутать наличие инфинитива в предложении, ведь он далеко не всегда является частью сказуемого.

Пример № 2. Поэтому научить ребенка любить без примера сострадательного отношения к другим невозможно.

В этом предложении два инфинитива. Глагол научить является частью составного глагольного сказуемого невозможно научить. Глагол любить является дополнением (невозможно научить чему? – любить). Действия, заложенные в этих глаголах, выполняют разные лица. Научить ребёнка должен кто-то (взрослый), а любить будет сам ребёнок.

Ловушки второго задания ОГЭ могут поджидать вас в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.

Пример № 3. Встретились и подружились в царскосельском лицее два мальчика: Саша Пушкин и Ваня Пущин.

В предложении есть однородные члены: (кто?) «Саша Пушкин (и) Ваня Пущин». Это однородные подлежащие. Их объединяет обобщающее словосочетание - «два мальчика». Напомню: обобщающее слово и однородные члены являются одним и тем же членом предложения. Следовательно, грамматическая основа этого предложения: «два мальчика Саша Пушкин (и) Ваня Пущин встретились (и) подружились».

И конечно, помним о главной ловушке задания № 2.

В сложном предложении несколько грамматических основ. Часто в ответе подлежащее из одного простого предложения соединено со сказуемым из другого простого предложения. Это ошибка! В ответе нужно искать грамматическую основу одного из простых предложений, входящих в состав сложного.

Пример № 4. Та модель поведения, которую они встречают каждый день, обычно и становится основой их собственных отношений с людьми.

Перед нами сложноподчинённое предложение, придаточная часть которого разрывает главную часть. Главное предложение: «та модель поведения обычно и становится основой их собственных отношений с людьми»; придаточное предложение: «которую они встречают каждый день». Грамматическая основа главного предложения: «модель становится основой» (сказуемое составное именное). Грамматическая основа придаточного предложения: «они встречают».

Пример № 5. В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет.

Перед нами сложное предложение с разными видами связи. Важно правильно определить границы простых предложений. Первое простое предложение: «В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха». Второе простое предложение: «я не мог понять». Третье простое предложение: «чем пахнет». Грамматические основы соответственно: «примесь чувствовалась», «я не мог понять», «пахнет». Помним, что в ответе мы ищем одну из трёх грамматических основ.

Друзья! Мне важна ваша ответная реакция. Пишите, всё ли понятно. Задавайте вопросы. Бесплатная подписка на канал – это возможность быть в курсе новых полезных публикаций.

ОГЭ по русскому языку на «отлично»
Счастливый Кормчий16 марта 2022
Сочинение ОГЭ на «отлично»
Счастливый Кормчий13 марта 2022

#огэ по русскому языку