Невообразимый феномен древнегреческой культуры оказал глобальное влияние на жизни людей со всех уголков планеты. Даже в школах детям преподают некоторые сказания, легенды и изложения мифов, и одним из этих преданий является миф о Прометее.
По "Теогонии" Гесиода, самого раннего и известного систематизатора мифов - 8 вв. до н.э., - сила огня была сокрыта Зевсом от людей после того, как Прометей обманул его двумя подмешанными разным мясом чашами - в одной на поверхности лежали шкуры и бычачий желудок, под ними же мясо и жир, - а в другой на дне лежали кости, покрытые ослепительным лакомством. Но все-таки наш герой смог достать даже спрятанный огонь, научил людей им пользоваться, и за это был наказан, оказавшись пригвожденным к скале и страдающим от вечного поедания своей печени Зевсовым орлом, а людям была ниспослана кара - первая женщина Пандора.
Поэмы Гесиода являются важнейшим аспектом в рассмотрении смысла этого мифа, поэтому оттуда будет взято множество примеров.
Здесь, конечно, многие замечают альтруизм героя, но как мы видим - это качество не всегда может быть оценено - порой из-за несправедливости, а порой - из-за его объективной неправильности, и случай Прометея таки относится ко второму типу, и сейчас мы рассмотрим почему.
Противопоставляются действия Прометея и богов (конкретно Зевса): кажется, что Прометей был истинно открыт к людям, желал им вечного блага и любил их, а в ответных поступках Зевса мы видим лишь несправедливость и жестокость как и по отношению к Прометею, так и к его созданиям.
Однако именно Зевс выступает мудрым и благосклонным к людям: Прометей - символ все подающего бога, приносящего (или пытающегося приносить) богатство и столько блага людям, но не осознающего, что его чрезмерное обилие даст беспрецедентный доступ ко многим тайнам, до которых человеку суждено дойти самому, - и что это распустит людей, будет гибельным для их существования, вызовет деградацию - человеческий род будет жить в вечной неге, но при этом бессмысленной.
Прометей - необдуманный, порывистый и горячий бунтарь, - эдакий подросток, который ставит целью не только просто помогать людям, но и ради этого идти против устоявшегося режима и порядка, - власти Олимпа, что является не разумным по мнению богов, за что его альтруизм и становится наказанным. И это справедливо, ведь Зевс выступает гораздо более мудрым и подающим людскому роду, - он не наказывает людей без причины; желает, чтобы они своими силами достигали высот путем труда и познания. "Скрыли великие боги источники пищи: иначе каждый легко бы в течение дня наработал столько, что целый бы год, не трудяся, имел пропитанье. Тотчас в дыму очага он повесил бы руль корабельный, стала б ненужной работа волов и выносливых мулов" - писал Гесиод в дидактической поэме "Труды и дни", и эти слова также являются доказательством того, что боги хотят последовательного, тернистого развития людей через познание трудностей, а не внезапного обогащения всем и сразу и последующей деградацией. Эта цитата говорит о желании богов дать людям волю созидать все самим, быть сильными, преодолевать преграды ради достижения своей цели (в данном случае пропитания и выживания), возможно потому что они понимали, что человек - нечто великое.
Да, Зевс наказывает людей за проступки Прометея - насылает Пандору. "Им за огонь ниспошлю я беду. И душой веселиться станут они на нее и возлюбят, что гибель несет им" - так Гесиод цитировал слова Зевса об этой женщине. Но владыка бессмертных и смертных посылает трудность, чтобы проверить, - испытать людей, - и вычленить еще более духом могущественных - он создает условия для еще большего труда и работы, новых достижений людей, а не просто играется властью. Однако миф о Пандоре это еще одна глубокая тема для размышлений.
Также может возникнуть вопрос - почему плошает Прометей, а люди участвуют в его наказании? Да, он приблизительно был рассмотрен выше, но конкретно здесь - о вине людей.
Зевс мог увидеть потенциал в людях, и он не хотел, чтобы они были уничтожены подаяниями Прометея, и путем наказания человеческого рода он хотел доказать сыну Иапета возможности человека и его способность на гораздо большее. Зевс был уверен в том, что люди справятся с нанесенной им карой. Наказание же Прометея было вызвано не только личной обидой - желанием двоюродного брата идти против мудрых, его неблагоразумностью и опрометчивостью, - но также оно послужило примером для людей, что после получения огня они должны идти сами, что боги не могут помогать на постоянной основе, - и тогда могла зародиться идея о собственных силах и свободе, способности к познанию и труду. Зевс также видел необходимость в помощи развитию людей, и подача огня была нужной мерой, показывающей то, что в мире существуют достижимые истины, - это было толчком для дальнейшей эволюции. Поэтому Зевс одарил Прометея возможностью дать людям огонь, причем титан не просто дал и обеспечил им людей, но и показал, как его добывать и как сохранять.
Таким образом, чрезмерные подаяния Прометея шли не только против мудрого замысла богов, но и могли быстро разрушить человеческий род, - его наказание послужило дидактическим для всех сторон, а Зевс, как оказалось, не является несправедливым божеством, раздающим наказания направо и налево - через Прометея он раскрыл всю истинную суть людей, дал им возможность самоосознания, и ни в коем случае нельзя игнорировать альтруизм этого титана, без которого олимпийские боги могли бы быть мало заинтересованы в жизни людей.