Найти тему

Чем пахнет деревня?

651 прочитал

"...Здесь пахнет хлебом по утрам. По вечерам - полынью пахнет. И вешним, ласковым ветрам простор невиданный распахнут! "

Чем пахнет деревня? Нет, не тем, о чем вы сразу подумали))) Хотя аромат коровьих лепёшек и конских катышей еще кое-где и встречается.

"...Здесь пахнет хлебом по утрам. По вечерам - полынью пахнет. И вешним, ласковым ветрам простор невиданный распахнут! "
 
 Чем пахнет деревня?

Для меня деревня пахнет тем же, чем и много лет назад – землёй, травой, лесом. Пахнет деревня баней и берёзовым веником. Речкой и цветущими лугами. Земляникой и грибами.

Жизнью она пахнет!

Мне кажется, в каждой деревне этот запах свой, особенный. Я помню, запах разных деревень и сел, в которых мне довелось побывать.

Родилась я и выросла в старинном селе Суерка, что в Тюменской области. И самые яркие воспоминания о Суерке, как в воздухе пахло терпкой сухой полынью, растущей вдоль дороги. Этот запах всегда уносит меня воспоминаниями в детство, когда мы босиком бегали по песчаным дорогам, а на обочинах росла низкая серебристая полынь.

"...Здесь пахнет хлебом по утрам. По вечерам - полынью пахнет. И вешним, ласковым ветрам простор невиданный распахнут! "
 
 Чем пахнет деревня?-2

А еще запах Суерки – это запах бабушки... Смесь чистого воздуха, сена, оладушков с земляничным вареньем, коровы и овечьей шерсти.

В соседней от Суерке деревне, Старая Шадрина, где жила моя подруга Ирина, ярко пахло сосновой смолой, нагретой на солнце. И не мудрено - деревня Старая Шадрина стоит прямо в сосновом лесу. Помню, как сосновый аромат плыл по улицам теплыми летними вечерами, когда мы с подружками ходили качаться на огромных качелях. Наверное, это самые большие качели, на которых я качалась в жизни. Пятиметровая толстая доска, закрепленная цепями на двух столетних соснах, и на каждой стороне этой доски могли встать по три человека и качаться только стоя.

"...Здесь пахнет хлебом по утрам. По вечерам - полынью пахнет. И вешним, ласковым ветрам простор невиданный распахнут! "
 
 Чем пахнет деревня?-3

Когда мы переехали в село Гагарино, то меня удивило отсутствие привычных деревенских запахов. Здесь всё было другое – другой лес, другая земля. Вместо песка глина, вместо сосен – берёзы. И пахло здесь сильно озером и конями. Запахи новые, яркие. Но за двадцать пять лет, что я тут живу, они стали мне уже родными!

А есть запахи, общие для любой деревни. Зимой пахнет печным дымом (всё реже), свежеиспеченным хлебом и снегом. Снег ведь тоже пахнет – многие поймут, а кто не поймет – объяснить невозможно.

"...Здесь пахнет хлебом по утрам. По вечерам - полынью пахнет. И вешним, ласковым ветрам простор невиданный распахнут! "
 
 Чем пахнет деревня?-4

Ранней весной пахнет оттаявшим навозом (куда ж без него), а позже вспаханной землёй. Май дурманит голову ароматом сирени и черёмухи, плывущим по вечерней улице.

"...Здесь пахнет хлебом по утрам. По вечерам - полынью пахнет. И вешним, ласковым ветрам простор невиданный распахнут! "
 
 Чем пахнет деревня?-5

Летом пахнет в лесах земляникой и медовыми травами. А в самой деревне пахнет скошенной травой. Сейчас каждый выкашивает свой участок, и по вечерам запах травы особенно сильно чувствуется.

"...Здесь пахнет хлебом по утрам. По вечерам - полынью пахнет. И вешним, ласковым ветрам простор невиданный распахнут! "
 
 Чем пахнет деревня?-6

В августе пахнет мокрой землёй и свежестью после дождя, и снова тянет сырой запах с болота. К летним запахам добляется грибная нотка...

"...Здесь пахнет хлебом по утрам. По вечерам - полынью пахнет. И вешним, ласковым ветрам простор невиданный распахнут! "
 
 Чем пахнет деревня?-7

Осень в деревне пахнет дымом с картофельных полей, последними шафранами и астрами из палисадников. Осень пахнет урожаем: яблоками, помидорами. Это запах изобилия, стабильности.

"...Здесь пахнет хлебом по утрам. По вечерам - полынью пахнет. И вешним, ласковым ветрам простор невиданный распахнут! "
 
 Чем пахнет деревня?-8

На тему деревенских запахов есть замечательное стихотворение Валентины Добриковой

Чем пахнет деревня? Конечно же, хлебом,
Теплым хлебом из русской печи.
Пахнет деревня солнцем и небом,
Растущей травой в росистой ночи.

Пахнет деревня сеном и мёдом,
Летней грозой и парным молоком,
Антоновкой спелой ядрёного года,
С поля соломой и спелым зерном.

Пахнет деревня землёю и потом,
С картофельной грядки зелёной ботвой.
Пахнет она неуёмной работой
И горькой непрошеной бабьей слезой.

Мне запахи эти до боли знакомы.
В них детство, и юность, и сны наяву.
Все запахи родины, отчего дома
Я попросту памятью сердца зову.

Вот такой он для меня русский дух! А чем для вас пахнет деревня?

Друзья, так как у платформы Дзен постоянно какие-то технические проблемы, то я создала недавно группу ВКонтакте, которая так и называется "Я деревенская". Там я теперь дублирую все публикации и пишу еще новые статьи. Приглашаю вас с свою группу (нажмите на ссылку)