Найти тему
Все о Любви к Жизни

Как мы становимся неуверенными в себе людьми

Первый, базовый источник нашей неуверенности - это наследственность. По сути, когда мы говорим о наследственности, мы говорим об определенном наборе генов, которые влияют на нейрохимический баланс мозга. Например, не так уж и давно ученые нашли ген, который связан с неврозом тревоги. Люди, у которых данный ген короче, более депрессивны, неуверенны и тревожны, чем те, у кого присутствует более длинная форма этого гена.

А вот само состояние неуверенности в теле на химическом уровне проявляется в низком уровне тестостерона и дофамина и высоком уровне кортизола и адреналина. С таким коктейлем внутри себя мы склонны недооценивать свои способности. Нам хочется отступить и спрятаться.

К сожалению, образ жизни, который мы ведем, часто сопутствует изменению здорового гормонального фона. Например, хроническое недосыпание, общение с токсичными людьми, прокрастинация, внутренняя критика поднимают в нас уровень кортизола и адреналина. А вот алкоголь, наркотики, психоделики, трудоголизм, азартные игры, а также частые романтические приключения истощают наши запасы дофамина.

Второй, не менее важный фактор, влияющий на нашу уверенность - это отношения со значимыми окружающими. Это уже далеко не новость, что то, как родители выстраивают общение со своим ребенком, формирует его психику. Если ребенка постоянно критиковать, физически и эмоционально наказывать, растить в строгости и жесткой дисциплине и неустанно контролировать, мы легко вырастим неуверенного в себе человека.

Такое отношение к ребенку формирует в нем убежденность, что он какая-то неполноценная личность, постоянно ошибается и делает что-то не так. Такая неуверенность выливается в перфекционизм, панический страх ошибиться, прокрастинацию, апатию, потерю смыслов и мотивации.

Такой человек заранее уверен, что у него ничего не получится. Все, что он делает, он делает с невыносимой внутренней тяжестью. Любое начатое дело в десятки раз утяжеляется чувством тщетности, бессмысленности и обреченности на провал.

Неудивительно, что в какой-то момент он не выдерживает и бросает все на середине пути. Из-за этого в человеке рождается колоссальное иррациональное чувство вины - сделаешь что-то не так - будешь виноват и, скорее всего, даже наказан. А не сделаешь - будешь виноват уже перед собой и возможно, даже собой опять наказан.

Есть неуверенность другого типа, когда на ребенка вообще не обращают внимание. Его таланты, эмоции, мысли, желания, решения не имеют никакого значения. Например, его наказывают за плач, смеются над его творчеством, решают за него, что ему кушать, в какие кружки ходить, куда поступать, какую одежду надевать.

Ребенок должен соответствовать стандартам, взглядам и предпочтениям его родителей. При таком стиле воспитания ребенок не учится понимать, что для него хорошо и правильно, что нужно и важно, что просто интересно. Он абсолютно не знает, что он хочет и что он может. У него нет ощущения, что он вообще имеет хоть какое-то значение.

С такой неуверенностью человек теряет свою ценность, не учится принимать полезные для себя решения, делать здоровые для себя выборы, осознавать свои ценности и принципы, признавать свои мысли, взгляды и способности. В основе такой неуверенности лежит уже не чувство вины, а чувство необъятного стыда за себя.

И, наконец, третий источник неуверенности - наши личные выборы и решения. В конечном счете, уверенным человеком нас делает только одно - действие, то есть опыт. И на этот опыт важно решиться. Если вы в чем-то не уверены, то, по сути, это значит лишь одно - то, в чем вы не уверены, вы еще не делали или не делали столько раз, чтобы спокойно делать с уверенностью то, что вы можете.

По сути, неуверенность - это когда мы не доверяем своим знаниям и способностям, например, когда вы только начинали писать, вы были не уверены в том, как пишется правильно название вашего города. Вы путали какие-то буквы, вы еще не знали всех правил и совершали грамматические ошибки.

Вы были очень не уверены, но вас мучили 11 лет в школе и вы писали название своего города на каждой тетрадке в школе. Вы видели то, как оно пишется миллион раз и сегодня вы абсолютно уверены, что знаете, как пишется название вашего города.

Точно такой же принцип работает с уверенностью во всем остальном. Нам нужен жизненный опыт, чтобы создавать и развивать свои способности и знания до уровня, который помогает нам реализовать важные для нас вещи.

В общем, выход у нас только один - начать действовать, причем разрешить себе действовать, несмотря на свое чувство глубокой неуверенности. Нам не нужно верить в себя, чтобы что-то делать. Нам достаточно просто делать то, что нам нравится или мы считаем важным, потому что мы просто этого хотим. А по ходу этого делания, глядишь и способности и навыки, знания и связи, необходимые сами собой подтянутся, а там и чувство уверенности естественным образом придет. Жизненного опыта для этого накопится достаточно.

психолог Надежда Резникова