В 1982 году американская рок-группа Manowar записала свой самый лучший альбом «Battle Hymns», который если и заметили в те годы, то только в Европе и Японии, но зато позже он переиздавался в разных странах каждые несколько лет, а сегодня считается классикой хэви-металла.
Группу Manowar знает каждый любитель рок-музыки, даже тот, кто ее не любит или, по крайней мере, не сильно уважает. Я тоже знал об этой группе почти с самого начала выпуска ей пластинок, но не любил ее. Когда в первой половине 80-х я заходил к некоторым своим наиболее сведущим в меломанских делах друзьям, то часто видел у них на вертушках диски «Мановаров», в основном это были «Into Glory Ride», «Hail to England» и «Sign of the Hammer». Эти пластинки тогда считались культовыми, но я от этой музыки нос воротил.
Дело в том, что я был воспитан, если так можно сказать, на старом добром хард-роке, на Deep Purple, Led Zeppelin, Queen, Black Sabbath, а также на старых образцах ставших потом известными металлическими группами «Пристов», «Скорпов», «Мэйденов», в общем, на музыке 70-х. А все эти «новомодные» «Мановары», «Металлики» и «Мэрцифул Фэйты» с их непонятным мне тогда металлом я совершенно не воспринимал. В общем, я не был в первой половине 80-х металлистом, а тот металл 80-х от тех групп, которые я любил, несмотря на то, что они играли (Judas Priest, Scorpions, Kiss, Оззи и пр.) я воспринимал спокойно, потому что это были старые, хорошо знакомые мне хард-роковые группы и исполнители.
Вот так и с «Мановаром» - я не хотел слушать его принципиально, хотя постоянно слышал хвалебные отзывы от всех моих старых друзей, воспитанных так же, как и я, на старом добром хард-роке. Я даже слышал о том, что кто-то считает Эрика Адамса одним из лучших вокалистов в современной рок-музыке, а Джоуи Ди Майо – одним из лучших бас-гитаристов. Ну, я втихомолку посмеивался над этими утверждениями, так как лучшими вокалистами считал все же Гиллана, Байрона, Планта, а кто такой этот Эрик Адамс? Крикун из подворотни.
Но все изменилось в один прекрасный день примерно лета 1986 года, когда жених моей сестры ушел с ней гулять, и оставил на диване в большой комнате свой портативный магнитофон с заряженной кассетой. Я присел на этот диван посмотреть телевизор, и одновременно решил узнать, что же слушает мой будущий родственник. Посмотрел на название кассеты – это был «Manowar'82», ну, я включил и стал слушать.
Это был самый первый альбом группы Manowar – «Battle Hymns», который мне до этого еще так и не довелось услышать.
Как раз играла песня «Metal Daze», вторая по счету. Я прислушался и заслушался. Удивительно, что я не услышал в этой песне никакого агрессивного металла, который доминировал на более поздних пластинках. Это был старый добрый хард-рок, и пусть простят меня те, кто считает, что это все же был металл – мне тогда так не показалось. Для меня тогда это был самый настоящий хард 70-х, только в усиленном виде.
Я заинтересовался, мне вдруг понравилась эта хорошо раскачивающая песня, можно даже сказать – танцевальная. А за ней последовал настоящий шедевр – «Fast Taker», это такой энергичный рок-н-ролл, что я аж заколдобился. Именно на этой песне я начал понимать, почему кто-то считал Эрика Адамса одним из самых выдающихся вокалистов современности. Эту песню Адамс исполнил как Бог, и я сидел, раскрыв рот, и смотрел в телевизор, ничего в нем не видя. Вышибающее соло Росса зэ Босса меня ошеломило не меньше, чем пение Адамса. К сожалению, на старой «Весне» басуха Де Майо не была сильно слышна, но я насладился ее звуком потом, когда послушал этот альбом заново с диска на хорошей аппаратуре.
А затем пошла полнейшая полировка мной услышанного – «Shell Shock». Это был полный трындец моему невосприятию группы Manowar. Я слушал и думал – что за фигня? Почему я столько лет не воспринимал музыку таких прекрасных музыкантов, которые не только отлично играли на своих инструментах, но и сочиняли ошеломительные песни?
Но самое цимесное ждало меня на второй стороне кассеты. Ну, сначала пришлось послушать отличный, но, тем не менее, не совсем шедевральный рок-н-ролл «Manowar», зато после него появился очередной шедевр – «Dark Avenger». Я схватил магнитофон и утащил его в свою комнату, чтобы дослушать этот альбом в более спокойной обстановке и погромче. «Dark Avenger» меня добила почти окончательно, особенно вторая, скоростная ее часть. Это был шедевр шедевров, я 10 лет до этого слушал рок-музыку очень насыщенно, знал наизусть все ее лучшие образцы, и не думал, что услышу в хард-роке 80-х что-то такое же гениальное, что я слышал на лучших рок-альбомах 70-х.
Но вот услышал, и понял, что я в рок-музыке еще несмышленыш, и что мне придется заново открывать не только «Мановар», но и все, что я так активно игнорировал до этого. Я слушал «Dark Avenger» и соображал, к кому мне сейчас бежать, чтобы достать все остальные альбомы группы и начинать переслушивать их немедленно.
Однако самое зашибенное ждало меня в конце альбома. После проходной классической зарисовки «William's Tale» появился шедевр шедевров, который, кажется, «Мановары» сами не переплюнули и по сей день – это был эпический боевик «Battle Hymn», за который они если и не получили «платину», то совершенно непонятно – почему. И мало того, что сама по себе песня была совершенно сногсшибательной, так меня еще поразил и тот факт, что Эрик Адамс мастерски сымитировал голос моего любимого Дэйвида Байрона в лирической вставке перед последним куплетом. Этот момент меня вообще добил.
Когда я закончил прослушивание альбома, я уже знал, что являюсь одним из самых преданных поклонников группы Manowar. И все же я решил еще раз прослушать запись, потому что при повторном прослушивании обнаруживается множество очень интересных деталей, на которые сразу обычно внимания не обращаешь. И оказалось, что, включив до этого магнитофон на второй песне, и думая, что она – первая, я не услышал «открывашки» «Death Tone».
Ну, что сказать об этой песне? Странно, что ее сделали «открывашкой», потому что это обычная хард-роковая песня, не «проходняк», конечно, но для «открывашки» не годится. Я бы первым номером поставил песню «Manowar» - вполне себе заводная и представительная.
Но в целом альбом получился убойный. Причем не просто убойный, а шедевр шедевров. Я считаю этот альбом самым лучшим в дискографии «Мановаров», хотя впоследствии у них были и более мощные пластинки. Но вот альбом «Battle Hymns» - это явление века, причем не только в металле, но и вообще во всей рок-музыке.
Впоследствии Manowar записали еще 10 альбомов, не считая нескольких перезаписанных старых своих шедевров. Я их все тщательно прослушал, и постепенно мое отношение к тому металлу, который «Мановары» начали играть позже, изменилось. И я признал, что Эрик Адамс и на самом деле может претендовать на звание одного из лучших вокалистов в рок-музыке. Джоуи Де Майо со своей бас-гитарой обращается так мастерски, что один может заменить сразу нескольких лидер-гитаристов. Да и Росс зэ Босс - гитарист не последний, по крайней мере, он играет мощно и со вкусом, не злоупотребляя своими талантами, как многие другие рок-гитаристы.
Насчет Донни Хамзика тоже не хочу сказать ничего плохого, жаль только, правда, что он так быстро свалил из группы. Правда, в 2010-м он вернулся в нее, чтобы перезаписать этот эпохальный дебютник, но на этом «revisited-альбоме» («Battle Hymns MMXI») звук его барабанов совсем другой, более громкий и не демонстрирующий той пластики, которая так зачаровывала на пластинке 1982 года.
В заключение хочу сказать, что альбом «Battle Hymns» был выпущен одним из подразделений EMI – лейблом «Liberty», и появился на прилавках многих стран мира 7 июня 1982 года. Этот лейбл в те годы зарабатывал приличные деньги на выпуске пластинок уже раскрученных групп и музыкантов – Whitesnake, Джерри Рафферти, Джонни Винтера и прочих подобных. Manowar были для этого лейбла новинкой, и он согласился подписать контракт с ними только лишь по рекомендации Билла Экойна - бывшего менеджера Kiss, который покинул группу после провала альбома «The Elder».
Нельзя, конечно, сказать, что Экойн оказал «Liberty», медвежью услугу, но альбом продавался во всем мире плохо, несмотря на довольно большие средства, которые лейбл в него вложил. Денег с альбома музыканты группы так и не увидели, и зарабатывали только выступлениями по клубам. Положение стало улучшаться только после выпуска второго альбома – «Into Glory Ride» (1985 г.), а настоящие деньги группа стала зарабатывать только лет через 5, когда в Европе (в частности в Германии) диски группы стали продаваться сотнями тысяч копий.
В Америке же «Мановары» стали котироваться только в 90-х, да и то не особо. Основная популярность у них была в Северной Европе и Японии, ну, это и неудивительно, потому что группа на своих альбомах вовсю силу культивировала темы викингов, которая и японцам с их самураями была далеко не чужда.
И хотя эта группа не достигла таких финансовых успехов на ниве хэви-металла, как, например, «Металлика», «Judas Priest» или «Iron Maiden», но среди всех рок-групп данного направления «Мановары» стали культовыми, и их музыка собирает не меньшие стадионы, чем самые раскрученные и более удачливые их коллеги по тяжелому цеху.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Iron Maiden «Powerslave», 1984 г. ~ последний прорыв группы, а дальше пошли эксперименты и коммерция
Альбом Kiss «Music from «The Elder», 1981 г. – первый и последний концептуальный альбом группы
Judas Priest «Stained Class», 1978 г. Именно с этого альбома началась эра спЕЕд-метала и трэша