Сегодня расскажем ещё об одном важнейшем «инструменте» кинодела.
Не секрет, что грамотно подобранный свет может заставить даже снятую на бюджетную камеру картинку выглядеть в разы лучше.
Конечно, хорошо бы глубоко изучить эту тему (понимать, например, о чём тут идёт речь: «При удалении источника света от освещаемой поверхности её освещённость уменьшается обратно пропорционально квадрату расстояния»).
Но для начала будет достаточно знать, какие бывают методы освещения и какое световое оборудование используется для определенных задач.
Об этом и поговорим, поехали!
Для начала надо понимать, что освещение бывает:
- направленным (свет, дающий на объекте выраженные света и тени);
- рассеянным (свет, равномерно освещающий все поверхности объекта);
- комбинированным (сочетает направленный и рассеянный свет).
При освещении искусственными источниками света:
- Заполняющий свет — свет, используемый для равномерного освещения всей сцены;
- Рисующий свет — это основной источник освещения в схеме постановки света. Он прорисовывает основные объемы объекта;
- Моделирующий свет — световой поток, направленный на объект или деталь объекта, значение которой необходимо выделить и подчеркнуть;
- Контурный свет — задний скользящий свет, используемый для выделения контура объекта;
- Фоновый свет — свет, используемый для подсветки фона.
Что касается светового оборудования, тут выделяются такие категории:
Источники света (лампы, отражатели)
К выбору этих приборов стоит подойти с особой щепетильностью. Наиболее часто используются:
- Светильники с лампой Френеля
Основной плюс в том, что есть возможность регулировать фокус светового луча.
Отлично подойдёт для контурного света, а вот для основного и заполняющего лучше не использовать, т.к. свет от них достаточно жёсткий.
Лучше в своём арсенале иметь два таких светильника: один для фона, второй для контурного света.
- LED
Всё больше востребованы, что неудивительно: малогабаритны, мобильны и несомненный их плюс — умеют переключаться между разными мощностями и цветовыми температурами.
Хорошо подходят для моделирующего и рисующего освещения, но вряд ли получится использовать в качестве основного света.
- Мягкий дневной свет
Такого типа светильники (Kinoflo и Westcott Spiderlite), дают необыкновенно мягкий постоянный световой поток высокой интенсивности.
Прибор может работать с разной цветовой температурой. Смена цветовой температуры осуществляется путем замены ламп. В чём ЖИРНЫЙ плюс (а в процессе работы вы убедитесь в его «жирности») – лампы не нагреваются!
- Моноблоки
Достаточно мощные генераторы светового потока. Такой вариант отлично подойдёт для начинающих киноделов.
- Из плюсов: есть возможность регулировки мощности, могут работать автономно.
- Из минусов: при постоянной работе сильно нагреваются.
Модификаторы света
- софтбоксы,
- зонты,
- рефлекторы
- любые диффузионные материалы
Модификаторы света дают возможность контролировать световой поток, менять его интенсивность, направленность и угол падения.
Они помогут сделать свет мягче за счёт диффузии. Первым модификатором у многих начинающих киноделов была… белая простыня.
Ограничители света
- флаги,
- диммеры.
Иногда для достижения необходимого эффекта нужно не добавить, а убавить немного света, приглушить, сделать его более тусклым.
В этом случае можно попросить помочь человека подержать уже не белую, а чёрную простыню.
Либо использовать специальные приспособления для регулировки светового потока.
Регуляторы света
- шторки,
- соты для софтбокса,
- тубусы.
Такие приспособления позволяют регулировать направление светового потока.
- Шторки представляют собой темные панели, подвижные части которых помогут направить свет туда, куда нужно. Крепятся они к самому источнику света;
- Соты для софтбокса помогут сделать свет мягче. Чаще всего используются в портретной съёмке;
- Тубус представляет собой конус, который можно закрепить на источнике света для того, чтобы сделать световой пучок уже (в обратную сторону эта схема, увы, не работает).
Цветовые модификаторы (светофильтры)
Иногда требуется изменить не только интенсивность и направление света, но и его цвет.
Это возможно благодаря специальным светофильтрам, которые крепятся к источнику света.
Сделаны они из теплостойкого материала, что делает возможным использование на различном оборудовании.
Иногда получается добиться необычных эффектов и настроения.
На этом всё.
И напоследок хотелось бы дать пару советов:
- Лучше продумывать список светового оборудования для съёмки заранее (вообще, лучше всё готовить заранее).
- И помните, мало иметь крутое оборудование — нужно уметь им пользоваться.