Найти тему
Хохлов Сабатовский

Разновидности света для видеосъёмки: какой, куда и зачем?

Сегодня расскажем ещё об одном важнейшем «инструменте» кинодела.

Не секрет, что грамотно подобранный свет может заставить даже снятую на бюджетную камеру картинку выглядеть в разы лучше.

Конечно, хорошо бы глубоко изучить эту тему (понимать, например, о чём тут идёт речь: «При удалении источника света от освещаемой поверхности её освещённость уменьшается обратно пропорционально квадрату расстояния»).

Но для начала будет достаточно знать, какие бывают методы освещения и какое световое оборудование используется для определенных задач.

Об этом и поговорим, поехали!

Для начала надо понимать, что освещение бывает:

  • направленным (свет, дающий на объекте выраженные света и тени);
  • рассеянным (свет, равномерно освещающий все поверхности объекта);
  • комбинированным (сочетает направленный и рассеянный свет).
-2

При освещении искусственными источниками света:

  • Заполняющий свет — свет, используемый для равномерного освещения всей сцены;
  • Рисующий свет — это основной источник освещения в схеме постановки света. Он прорисовывает основные объемы объекта;
  • Моделирующий свет — световой поток, направленный на объект или деталь объекта, значение которой необходимо выделить и подчеркнуть;
  • Контурный свет — задний скользящий свет, используемый для выделения контура объекта;
  • Фоновый свет — свет, используемый для подсветки фона.
-3

Что касается светового оборудования, тут выделяются такие категории:

Источники света (лампы, отражатели)

К выбору этих приборов стоит подойти с особой щепетильностью. Наиболее часто используются:

  • Светильники с лампой Френеля
-4

Основной плюс в том, что есть возможность регулировать фокус светового луча.

Отлично подойдёт для контурного света, а вот для основного и заполняющего лучше не использовать, т.к. свет от них достаточно жёсткий.

Лучше в своём арсенале иметь два таких светильника: один для фона, второй для контурного света.

  • LED
-5

Всё больше востребованы, что неудивительно: малогабаритны, мобильны и несомненный их плюс — умеют переключаться между разными мощностями и цветовыми температурами.

Хорошо подходят для моделирующего и рисующего освещения, но вряд ли получится использовать в качестве основного света.

  • Мягкий дневной свет
-6

Такого типа светильники (Kinoflo и Westcott Spiderlite), дают необыкновенно мягкий постоянный световой поток высокой интенсивности.

Прибор может работать с разной цветовой температурой. Смена цветовой температуры осуществляется путем замены ламп. В чём ЖИРНЫЙ плюс (а в процессе работы вы убедитесь в его «жирности») – лампы не нагреваются!

  • Моноблоки
-7

Достаточно мощные генераторы светового потока. Такой вариант отлично подойдёт для начинающих киноделов.

  • Из плюсов: есть возможность регулировки мощности, могут работать автономно.
  • Из минусов: при постоянной работе сильно нагреваются.

Модификаторы света

-8
  • софтбоксы,
  • зонты,
  • рефлекторы
  • любые диффузионные материалы

Модификаторы света дают возможность контролировать световой поток, менять его интенсивность, направленность и угол падения.

Они помогут сделать свет мягче за счёт диффузии. Первым модификатором у многих начинающих киноделов была… белая простыня.

Ограничители света

-9
  • флаги,
  • диммеры.

Иногда для достижения необходимого эффекта нужно не добавить, а убавить немного света, приглушить, сделать его более тусклым.

В этом случае можно попросить помочь человека подержать уже не белую, а чёрную простыню.

Либо использовать специальные приспособления для регулировки светового потока.

Регуляторы света

-10
  • шторки,
  • соты для софтбокса,
  • тубусы.

Такие приспособления позволяют регулировать направление светового потока.

  • Шторки представляют собой темные панели, подвижные части которых помогут направить свет туда, куда нужно. Крепятся они к самому источнику света;
-11
  • Соты для софтбокса помогут сделать свет мягче. Чаще всего используются в портретной съёмке;
-12
  • Тубус представляет собой конус, который можно закрепить на источнике света для того, чтобы сделать световой пучок уже (в обратную сторону эта схема, увы, не работает).
-13

Цветовые модификаторы (светофильтры)

Иногда требуется изменить не только интенсивность и направление света, но и его цвет.

Это возможно благодаря специальным светофильтрам, которые крепятся к источнику света.

-14

Сделаны они из теплостойкого материала, что делает возможным использование на различном оборудовании.

Иногда получается добиться необычных эффектов и настроения.

На этом всё.

И напоследок хотелось бы дать пару советов:

  1. Лучше продумывать список светового оборудования для съёмки заранее (вообще, лучше всё готовить заранее).
  2. И помните, мало иметь крутое оборудование — нужно уметь им пользоваться.