Неделю назад стартовала волна если не сказать "цунами", коллективных блоков банковских карт и счетов клиентов банка Тинькофф.
Вследствие блокировки многие клиенты полностью утратили доступ к своим сбережениям, кредитным и дебетовым картам, а так же брокерским счетам и мобильным приложениям.
На протяжении недели банк не может дать разъяснения, ссылаясь на пункты 4.5 и 7.3.9 УКБО (Условия комплексного банковского обслуживания). Попытка выяснить, какие именно из действий клиента попадают под данное нарушение не приводит ни к чему.
Для справки, вот эти пункты:
4.5
у них что-то сломалось - не подтверждают; доступ 3-х лиц - не спрашивают об этом;
легализация фин.терроризма - не спрашивают об этом.
7.3.9
закон РФ ограничил операции - нет.
предпринимательская деятельность - не спрашивают об этом;
не исполнены обязательства перед банком - нет;
операция совершена не клиентом - не спрашивают об этом;
не было соответствующих документов для операции - не спрашивают об этом;
противоречит законодательству - не спрашивают об этом;
Нарушение рекомендаци Банка России Важно отметить, что отмалчиваясь и продолжая скармливать клиентам бессодержательную информацию банк игнорирует Методические рекомендации Банка России от 22 февраля 2019 г., а также Положение Банка России № 375-П от 2 марта 2012 г. Предписание обязывает включить в свои правила порядок информирования физических лиц о причинах отказа в проведении операции.
❗В Рекомендациях уточняется, что при указании причин отказа в проведении операции, банк не должен ограничиваться отписками, а обязан предоставить подробные разъяснения того, как клиент может прекратить блокировку. При блокировке клиент должен получить исчерпывающую информацию о причинах такой блокировки.
Говоря простым языком, мне детально и понятно обязаны объяснить, что именно я сделал не так и какие действия следует предпринять, чтобы разрешить ситуацию с блокировкой. Но драматичность в том, что банк в лице службы поддержки элементарно не соблюдает установленные собой же договорённости.
Если вы получаете подобное сообщение, то важно знать следующее:
- во-первых, банк должен указать на конкретные операции, которые вызывают подозрения в пособничестве терроризму;
- во-вторых, блокировать счёт банк может только после уведомления финмониторинга и на основании его разрешения;
- в-третьих, существует Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. №536-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии легализации доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма”, который запрещает банкам без объяснения причин блокировать счета или отказывать в совершении операций — даже если у клиента нет документов, подтверждающих его добросовестность.
Поэтому, попытка в контексте данной ситуации предъявить вам нарушения по 115-ФЗ незаконна.
Важный момент: у банка есть 5 рабочих дней (с момента совершения операции), чтобы уведомить о подозрении нарушения 115-ФЗ. Банк сейчас идёт на хитрость — он сначала снимает необоснованную блокировку, через полчаса снова блокирует счёт и через день высылает запрос отчитаться по 115-ФЗ.
Вместо эпилога:
Эмоциональная составляющая заключается в том, что Тинькофф Банк крайне неэтично ведёт себя, ввергая клиентов в пучину неопределённости в такое смутное время. Честно говоря, мне страшно за тех, кто всерьёз устанавливает сотрудничество с данной организацией. Надеюсь, что банк найдёт в себе силы признать свою ошибку и разрешит ситуацию в пользу пострадавших клиентов.
Тем, кто пишет про "заработок на разнице курсов валют" и предполагает, что блокировки связаны с "неосновательное обогащением" – подобные операции проводятся клиентами в рамках публичной оферты + данная формулировка неприменима к обогащению в результате сделки.
В подобном случае банк сам обманывается с курсами и пытается вменить клиентам 115-ФЗ, так как это единственный способ разорвать отношения и предать ситуацию забвению. Банк не может просто так, без оснований, попросить вас уйти, это не сельский частный клуб.