Написание развёрнутого письменного высказывания с элементами рассуждения на основе таблицы.
Чтобы успешно выполнить задание 38.1
- Составляем 5 абзацев по предложенному плану в задании.
- Используем средства логической связи (вводные фразы, переходы) в начале каждого абзаца.
- Правильно указываем целевую аудиторию (опрошенных)(people/teenagers) и ,если дано, место (например, как в официальном сборнике ФИПИ- дан город Zetland).
- Во вступлении обязательно пишем, что опрос и данные вы нашли (found), а не провели или сами составили.
- Вступление должно соответствовать предложенной теме проекта, иметь opening statement и рассказывать, что вы работаете над проектом, цель которого...
- В отличие от предыдущего формата задания 40 перифраз темы здесь не требуется.
- Если ни в первом, ни во втором абзаце не упоминается, что сведения взяты из таблицы или диаграммы, то один из аспектов является неточным. Если во вступлении упоминается страна и точно описана аудитория, то в дальнейшем упоминание страны необязательно во 2 и 3 абзацах.
- Вывод и вступление должны быть примерно одинаковые по объёму.
- Считаем слова!!! Заявленный объём- 200-250 слов (± 10%)= Работа, объёмом менее 180 слов, проверке не подлежит. При превышении 275 слов проверят только ту часть, которая входит в 250 слов.
- НЕ опускаем определённый артикль в сочетаниях типа ‘50% of the students’. Отсутствие определённого артикля в данном случае является грамматической ошибкой (согласно ФИПИ) и учитывается по критерию «Грамматика».
- В инструкции ясно сказано: числительные надо писать цифрами, а не словами. Однако возможно частично описательное представление результатов опроса, например, «половина», «треть», «почти четверть», если оно не искажает приведенные в статистике данные и является эквивалентом числового представления. Тем не менее, цифры обязательно должны присутствовать, иначе вся идея использования результатов социологического опроса сводится на нет. Если автор пишет: «Многие участники выбирают как самый популярный жанр – приключения» и не даёт цифр (хотя бы в скобках), раскрывая аспект 2, то считаем аспект нераскрытым.
- В 3м абзаце при перечислении сравнений также необходимо дать свои комментарии по заявленной теме. Сопровождаем вводной фразой ( например: It comes as no surprise as... / This can be explained by the fact that...
- Аспект 4. Возможная проблема, связанная с …, обозначена, и её решение предложено. Участник экзамена вправе выявить проблему, скрытую в данных социологического опроса или поднять любую другую проблему в исследуемой сфере. Если предлагается нереальная или абсурдная проблема, то аспект считается невыполненным. Если проблема реальна (например, болезни глаз, связанные с чтением), но предлагается её абсурдное решение, то в этом случае такой аспект считается неточным.
- Моё мнение, как лингвиста,- не советую писать в выводе *To sum up или аналог со словом sum,т. к. это означает, что вы подводите логичный итог тому, что анализировали в эссе, как мы делаем в IELTS или в ЕГЭ прошлых лет. НО в 2022 году это не так. Мы не подводим итог своей работе. Логичнее использовать фразы *To conclude или *In conclusion, как и просят в задании.
- В 5м абзаце пишем о том, о чём вас спрашивают в 5м пункте плана задания. Тут может отличаться и тема, и целевая аудитория. Например, вы весь проект делали про студентов, а в 5м абзаце должны высказать своё мнение про людей в целом.
- В 5м абзаце обязательно пишем про ваше мнение, объясняя или поясняя его. В заключении должно быть эксплицитно сказано, что это мнение автора. Общие фразы типа «Чтение имеет большое значение…» без указания «по моему мнению»/«я считаю» и т.п. не соответствуют плану и коммуникативной задаче. Если автор прямо не указывает, что мнение принадлежит ему, то такой ответ не принимается. Если не дано объяснение своего мнения, то снимают балл.
- Не используем:
стяжённые (краткие) формы, риторические вопросы, разговорный стиль- придерживаемся нейтрального.
- Разбавляем предложения лексикой «высокого уровня сложности», чтобы получить максимальный балл (3) по критерию К3. Но не стоит слишком усложнять, мы же не в Гарвард Academic IELTS сдаём)))) Просто чтобы самим же на экзамене не сделать лишних ошибок.
- Используем грамматические средства «высокого уровня сложности», чтобы получить максимальный балл(3) по критерию К4. Ограниченность грамматических средств показывают(снижают балл):
1)повторы одних и тех же конструкций;
2)использование только простых коротких предложений;
3)отсутствие распространённых предложений;
4) некорректное использование грамматических средств.
- Письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/ диаграммы (задание 38) формата 2023 г. оценивается по пяти критериям:
1) «Решение коммуникативной задачи» (максимально 3 балла),
2)«Организация текста» (максимально 3 балла),
3)«Лексика» (максимально 3 балла),
4) «Грамматика» (максимально 3 балла),
5)«Орфография и пунктуация» (максимально 2 балла).
- По критерию РКЗ выделяется 6 аспектов:
1) вступление, соответствующее предложенной коммуникативной ситуации и теме проектной работы
2) описание приведенной в таблице или диаграмме статистики (2-3 факта)
3) сравнение фактов в рамках темы проектной работы
4) определение проблемы, которая может возникнуть в исследуемой сфере и предложение пути её решения
5) заключение, в котором необходимо выразить своё мнение по указанному вопросу, связанному с темой проекта
6) стиль.
- По критерию «Организация текста». Максимальный балл 3 выставляется, если:
- высказывание логично
- средства логической связи использованы правильно
- структура текста соответствует предложенному плану
- текст правильно разделён на абзацы.
- Максимальное количество баллов- 14
- И главное- не получить 0 баллов по критерию РКЗ, тогда вся работа будет оценена в 0 баллов.
Вариант клише:
1)Nowadays, it is hard to deny that... (тема проекта, указанная в самом задании) has (have) become an indispensable part of our life. The project, I am working on, is aimed at establishing what (типы, виды, способы того, что представлено в таблице) are popular among (среди кого был проведён опрос. Пишем полностью, как указано в задании. И аудиторию, и место). I have found some data on the issue organised in the table. In this project I am going to analyse several key features of the findings.
2) As can be seen from the table, the majority of the respondents (...%) cited (№1 в таблице) as their preferred (типы, виды, способы того, что представлено в таблице), making it (them) the most popular. Meanwhile, (№2 в таблице) come(s) in the second place with ...%. Interestingly, (№5 в таблице), chosen by a (tiny) minority of the people surveyed, at … %, is the least favoured type of... (way of.../kind of...).
3)According the table, (№3 в таблице), enjoyed by … %, is (are) less popular than the first two options. Notably, (№4 в таблице), in the fourth position with... %, is chosen by fewer respondents. It comes as no surprise as ( ваше пояснение)
или можно так:
3)According to the table, (№3 в таблице) is chosen by fewer respondents (...%).Notably, (№ 4в таблице), in the fourth position with ...%, is almost as popular as option three. This can be explained by the fact that...
4)While many (people/teenagers/adolescents- выбираем тех, кто указан в задании) cannot imagine their life without … ИЛИ покороче- (While .... is certainly significant), there is a problem which can arise. (Описываем суть проблемы). However, there is a possible solution to this problem. (Говорим, как эту проблему можно решить- даём только логичное, правдоподобное , НЕ абсурдное решение).
5) In conclusion, I would like to emphasise that (указываем то, о чём спрашивают в пятом пункте плана задания. ! Он может отличаться от темы самого проекта) is (are) of crucial importance for... . Personally, I stick to the opinion that (даём краткое пояснение, пример или причину, почему это важно).
ПРИМЕР готового полного ответа на задание 38.1 из официального сборника ФИПИ 2023 года можете посмотреть здесь.