Найти в Дзене
Бородатый Нянь

Школьные истории: Что на что умножить.

Всем доброго времени! Недавно у меня случилась забавная история с проверкой математики у дочурки. У нас так заведено, что домашнее задание дети у меня выполняют самостоятельно, после чего приходят ко мне или супруге и мы вместе проверяем правильность исполнения. А если в решении есть ошибки, то мы вместе ищем правильное решение. Ведь главное, чтобы ребёнок не просто решил задачу, но и понял, как это надо делать.

Фото Яндекс.Картинки
Фото Яндекс.Картинки

Поэтому, когда у меня есть сомнения, что решение просто списано с "гдз", я всегда прошу дочку рассказать, как она получила такой ответ. В этот раз задача звучала следующим образом:

У вас есть 5 пакетов по 4 кг. в каждом. Сколько всего килограмм у вас есть?

Казалось бы, решить эту задачу легко и просто. Но не торопитесь. Проверьте себя, как бы Вы решили эту задачу? Запишите решение. А потом подумайте. Ведь в этой задаче кроется проблема...

Чтобы вы лучше понимали происходящее, скажу, что на следующий день в родительском чате поднялась буря. Такую простую и лёгкую задачу многие дети, оказывается, решили неправильно и получили соответствующие оценки. Пока кто-то из родителей пытался понять почему так случилось, другие кричали, что учитель придирается и вообще нельзя за такое снижать отметки.

Таких родителей очень хочется спросить:
* Заканчивали ли они педагогический ВУЗ?
* Работали ли они учителем?
* И читали ли они когда-нибудь ФГОС? ( то есть
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования).

В целом если по всем пунктам вы дали отрицательный ответ, думаю вам не хватит квалификации для того, чтобы давать оценку действиям учителя. Это как если бы для ремонта вашего автомобиля вместо автомеханика позвали ветеринара. Нет, он вероятно даже поможет чем-то вашему "железному коню" и безусловно он, скорее всего, как и любой взрослый человек, даже обладает каким-то опытом и какими-то познаниями в этой области. Но скорее всего весьма поверхностными. В-общем, если на покрышках после его ремонта не появятся подковы, уже неплохо.

Запомните - бытовые знания абсолютно не равны Профессиональным.

А теперь, наверное ,стоит всё же объяснить вам, в чем, собственно, была загвоздка. Дело в том, что дети дали два варианта решения задачи:

Вариант №1: 4 кг х 5 пакетов = 20 кг.

Вариант №2: 5 пакетов х 4 кг = 20 пакетов.

Второй вариант - ошибочный. Ведь в задаче у нас спрашивали про общее количество килограмм в заданной ситуации, а не пакетов. Более того, в тексте задачи нам прямо сообщают общее количество пакетов в заданной ситуации - 5 штук.

А следовательно, второй вариант ответа - это грубая логическая ошибка. Которую не только можно, но и нужно подвергать негативной оценке.

Смотрите, дело в том, что умножение чисел является коммутативной операцией, то есть порядок записи чисел-множителей не влияет на результат их умножения. Это определение родители приводили в качестве аргумента, что задачу можно решить и первым и вторым вариантом.

К сожалению, родители почему то забыли, что в математике умножение определяется не только для чисел, но и имеет различный конкретный смысл. А умножение физических величин не является коммутативной операцией, в случае, если эти физические величины не совпадают.

Вот эта логическая ошибка и стала причиной всех неправильных ответов, которые дали многие дети из класса моей дочери и некоторые их родители. Дети же, которые внимательно слушали учителя, решили всё правильно. Ведь они знали, что умножение - это многократное сложение:

Вот так записывается.
Вот так записывается.

Первое число в умножении является Множимым, а второе - Множителем. В задаче неизвестным может являться только множимое число, множитель всегда дан по условиям задачи. Поскольку в нашем примере нас просили найти общее число килограммов, это и есть наше множимое. Следовательно, количество пакетов - это наш множитель.

Может быть мы ошиблись и всё наоборот? Давайте проделаем обратную операцию - деление. Знаете, разложить по пакетам 20 килограмм у меня получилось, причем в разных пропорциях. Но вот разложить пакеты по килограммам, к сожалению, нет.

Однако, многие родители в чате со мной не согласились. Ведь операция умножения их детьми была проведена верно! 5 х 4 = 20! А пакетов, там или килограмм - это вторично. Знаете, меня так поразила их логика, что я решил проверить - неужели есть еще люди, думающие так же? И задал эту задачку коллегам по работе.

И знаете, больше всего меня поразило, даже не то, что мнения точно так же разделились, но то, что нашелся человек (наш технический директор (sic!)), который стал агрессивно рассказывать, что у него два высших образования и поэтому он прав, а те, кто решил по другому - нет.

Пришлось даже пригласить его к себе в кабинет, чтобы успокоить, рассказать о некорректности его поведения, и заодно решить с ним похожую задачу:

Работник отработал 22 дня, за каждый день работник получает 100 рублей. Сколько заработает сотрудник ?

В первом варианте он работает 22 дня по 100 руб. и получает 2200 руб.

Во втором варианте он работает 100 дней по 22 руб. и получает также 2200 руб. Удивительно, но эту задачу он почему-то не захотел решать вторым вариантом.

Прочитав задачу, всегда подумайте и внимательно прочитайте условия. Что бы не выбрать случайно второй вариант.

Наши знания важны вне зависимости от возраста, и порой наши дети знают больше нас самих. Не стоит давить их своим "авторитетом" и своей "взрослостью". Никакая "взрослость" не оправдывает отсутствие умения логически мыслить и проверять информацию.

Не мешайте своим детям думать самостоятельно и находить нужную информацию. Не забывайте, что знания - это конечно хорошо, но без умения ими пользоваться и применять их в жизни они бесполезны.

А прежде чем обвинять кого-то в ошибочности его суждений, сперва подумайте, имеете ли вы необходимый уровень компетенции в этом вопросе, а потом на всякий случай еще раз всё перепроверьте. Чтобы ненароком не сесть в лужу.

Ведь всяк сам кует своей удел.

Всем добра и успехов.

Больше информации о совете здесь

Наши мероприятия

#школа777 #ювао #рязанскийрайон #советотцов #дети #воспитание #отцывшколе