В самом первом, пилотном, рассказе про Тетрадь смерти на волне распространяющихся слухов в одном журнале появляется спецопрос с рядом вопросов: «Хотели бы вы владеть тетрадью смерти?», если да, то «чьи имена вы бы написали?», «Считаете ли вы, что мир изменился бы, существуй тетрадь смерти на самом деле?» и т.п.
Сегодня про эту чёрную тетрадку вспоминают, пожалуй, куда чаще прежнего – и многие наверняка готовы предложить целые списки имён на рассмотрение.
Сборник «Death Note. Истории» состоит из шести разномастных глав, в которых Цугуми Ооба и Такэси Обата как расширяют придуманную ими вселенную, вводя в неё новых персонажей и добавляя подробностей про уже хорошо знакомых, так и только-только подступаются к ней, уже задавая правила игры, но ещё не вполне определившись с героями. Именно с новеллы «Таро Кагами» всё когда-то и началось: впервые опубликованная в 2003 году, она стала, выражаясь шаблонно, пробой пера, попыткой нащупать почву под ногами; убедившись на её примере, что концепция работает, привлекает внимание, соавторы развили свои задумки до полноценного романа. И сейчас не только их поклонникам, но и всем ценителям манги будет, несомненно, интересно узнать, насколько тот пилотный выпуск отличается от заслужившего всемирную славу сериала.
Таро Кагами 13 лет, он не знает ещё перевода слова “Death”, а потому, найдя на дороге оброненную «третьесортным богом смерти» тетрадку, без каких-либо задних мыслей решает использовать её как обычный дневник – и начинает записывать туда события прошедшего дня. Как назло, над ним опять издевались школьные хулиганы – и как же Таро удивляется на следующий день, когда узнаёт, что «те самые ребята, что вчера меня задирали», скоропостижно скончались, и «оба от сердечного приступа»!..
Но этого мало – и вслед за ними умирают ещё трое их одноклассников, так что у опытного копа не могут не возникнуть естественные подозрения, «что дело тут всё-таки нечисто», подобное ну никак «не может быть простым совпадением». Он вспоминает, что в конце 1970-х весьма нашумело аналогичное дело – когда столь же странная своей одновременностью смерть настигла нескольких банковских служащих… Только вот что это даёт, какую подсказку?..
Дальше авторы не идут – и даже избегают трагического траурного окраса с помощью ластика смерти: если им воспользоваться и «стереть имя, написанное в тетради, то жертва вернётся к жизни» («Главное, чтобы её тело ещё не кремировали»). Таким образом удаётся получить страшный урок, избежав жертв и испросив прощения, а саму злосчастную тетрадь в конце сжигают – со словами «Какие же страшные вещи существуют в нашем мире».
Однако что тут есть: в разговоре двух полицейских мелькает вдруг та самая искра, из которой вскоре разгорится пламя. «Что бы ты сделал, будь у тебя способность убивать людей силой мысли?» – задаёт вопрос тот следователь, что постарше, и сам же первый отвечает: «Лично я первым делом начал бы убирать людей, которые мне чем-то мешают». Молодой же, подумав, говорит другое:
Будь у меня подобная сила, я бы убил всех людей, которые вредят нашему обществу! В живых бы остались только добропорядочные жители!
Вот отсюда и пошла потом история Лайта Ягами, известного всему миру под псевдонимом Кира.
– Да о нём любой дурак знает! Даже в учебниках по нравственному воспитанию для младшей школы упоминается Кира. Да и в книгах по мировой истории о нём можно прочесть.
– О как. Значит, Киру у вас высоко чтят?
– Не совсем. В учебниках нравственности его представляют сущим злом. А в учебниках по истории пишут как о самом жестоком убийце, которого увидел свет за последние годы. Но многие люди почитают его за бога.
Две истории, включённые в сборник, – «С-Кира» (2008 год) и «а-Кира» (2020 год) – рассказывают о новых обладателях тетради.
Первый из них вознамерился «избавить от страданий всех смертельно больных стариков» – и убивает лишь тех, кто старше 65 лет и кто решился «публично заявить о своём желании умереть» (из-за этого «Япония в очень короткие сроки перестала возглавлять список стран по уровню продолжительности жизни, опустившись с первого места на шестое»). Ниа, продолжающий работать как L (гибель центральных персонажей некогда было решено не предавать огласке), считает, что новый Кира – «просто ничтожество», «самый заурядный убийца», и находит довольно простой и в то же время самый действенный способ его нейтрализации…
Куда любопытнее второй рассказ. Минору Танаку можно было бы «официально считать самым умным школьником в Японии», если учитывать исключительно результаты его тестов на IQ («…Я фанат разных интеллектуальных шоу. {…} Без конца решаю всякие головоломки, убиваю время…»), однако обычная его успеваемость весьма скромная, оценки средние, а то и вовсе плохие. Видимо, такое вот сочетание – низкая социальная вовлечённость и стремление к моментальному выигрышу – и приводит его мысли о следующей хитроумной комбинации.
Получив от Рюка тетрадь, он не спешит использовать её по назначению (тем более что «сейчас всё иначе»: камеры наблюдения, видеорегистраторы, «полиция имеет доступ ко всем перепискам» в телефоне, да и в интернете «его бы мигом отследили»), а выставляет «орудие Киры»… на аукцион! «Ставки принимаются в долларах США в твиттере» – и очень быстро достигают умопомрачительных цифр, ведь кто бы ни победил, «в случае успеха весь мир будет у его ног».
Особенно ярко страсти разгораются, когда начинается «межгосударственная борьба»: самые щедрые предложения делают главы США и Китая (Россия, видимо, выбыла из гонки на ранних этапах). При этом президент США уверяет, что «мы никогда не будем использовать это орудие» («Оно будет храниться у нас во имя мира во всем мире!»), тогда как Китайская Народная Республика обещает «использовать его только в мирных целях»…
В тетради шестьдесят страниц, на каждой странице по тридцать восемь строк.
Если писать мелким почерком, то в неё может уместиться очень много имён. {…}
Если в тетради не останется места, то можно попросить бога смерти о новой. Интересно, сколько тетрадей вам понадобится?
Оставшиеся три главы носят самопародийный, юмористический характер.
«L: Один день из жизни» и «L в “Доме Уэмми”» добавляют штрихов к портрету самого неординарного, пожалуй, детектива в истории, который, оказывается, спит не в кровати, а в опрокинутом на бок кресле («Боюсь, ты слишком буквально воспринял мой совет поспать на боку»), моется… в стиральной машине и не умеет, увы, самостоятельно переодеваться («Хотя, скорее всего, ему просто неохота»). Но даже несмотря на все свои странности, увлёкшись «распутыванием серийных убийств без единой подсказки к разгадке», он достиг, как мы знаем, небывалых успехов.
Время от времени он посещает картинные галереи.
А как-то раз даже ходил на поп-концерт.
Остальное время L проводит в комнате, размышляя над запутанными делами.
Ну а раздел «Death Note: зарисовки в формате ёнкома» – это и вовсе чистая комедия, ведь ёнкома – это сам по себе «формат, который чаще всего используется для комедийных зарисовок». Веселее всего в этой подборке то, как герои манги обсуждают кандидатов на премию «Таланты Death Note»:
– Я считаю, в этом году премию заслуживает Рюк. Он умеет скручиваться, стоя вниз головой. {…}
– А я думаю, нет ничего круче того момента, когда Миса сверкнула трусиками. {…}
– А мне понравилось, как Рюдзаки завязывал узлами хвостики от вишенок. На первый взгляд ничего особенного, но это не всякому дано! {…}
– Лайт, а ведь ты у нас, оказывается, самый бесталанный… Очень жаль. Сидеть в комнате и листать эротические журналы кто угодно сможет. Ты хоть что-нибудь умеешь?
Однако в общем и целом «Death Note», конечно же, отнюдь не смешная манга. Так что если вы пока только начинающий читатель – пусть эти «Истории» вас не обманут.
В своём коротком послесловии, написанном в самом начале 2021 года, Цугуми Ооба выражает надежду, что «мы с вами поскорее вернёмся к нормальной, спокойной жизни», имея в виду затяжную борьбу с коронавирусом. Однако запоминается всё-таки не его позитивный настрой, а то, как бог смерти Рюк на одной из панелей этой манги словно бы обращается к нам с вами с простым вроде бы, но в то же время очень страшным вопросом:
Неужели в этом мире больше не найдётся никого, кто подержал бы тетрадку у себя подольше?
#DeathNote #ТетрадьСмерти #ЦугумиОоба #ТакэсиОбата #Кира #богсмерти #манга #аниме #культовыекниги #книжныйобзор
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Death Note» Цугуми Ообы и Такэси Обаты: «Black Edition. I»
«Death Note» Цугуми Ообы и Такэси Обаты: «Black Edition. II»
«Death Note» Цугуми Ообы и Такэси Обаты: «Black Edition. III»
«Death Note» Цугуми Ообы и Такэси Обаты: «Black Edition. IV»
«Death Note» Цугуми Ообы и Такэси Обаты: «Black Edition. V»
«Death Note» Цугуми Ообы и Такэси Обаты: «Black Edition. VI»
«Death Note» Нисио Исина: «Дело о серийных убийствах В. В. в Лос-Анджелесе»
27-й анонс «Бумажных комиксов»: десять книг, которые, быть может, помогут нам пережить эти дни
Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!