В период экономической нестабильности растет востребованность фандрайзеров на рынке труда. Но часто задаемся вопросами какими навыками и компетенциями должен обладать он?
Сейчас при поиске фандрайзевров я бы обратила внимание на опыт специалиста в привлечении средств, а именно на знание смс инструментов, организации мероприятий.
Да, в наш «пакет» инструментария активно возвращается смс, наличные и оффлайн мероприятия. Те, кто привлекал средства в 2008-2013 гг, они на рынке сейчас «бесценны».
Итак, какими навыками должен обладать современный фандрайзер?
Одной из ключевых задач фандрайзера сейчас должно стать и создание сильного сообщества единомышленников, которые помогут привлечь средства, рассказывать о фонде, помогать pro bono.
Навыки общения
Фандрайзерам необходимы безупречные коммуникативные навыки, чтобы рассказать о проблеме, о том, как решает её организация, чтобы люди и компании захотели сделать пожертвование. Каждый день фандрайзеры на встречах, в электронных сообщениях через факты, цифры, истории погружают потенциальных партнёров в решение социального вопроса. Важно, чтоб фандрайзер мог всегда чётко и ясно, живым языком рассказать о сложном. Здесь следует ещё обратить внимание на способность фандрайзера строить и поддерживать отношения с донорами.
Внимание к деталям
Фандрайзеры должны быть ориентированы на детали, поскольку они имеют дело с большими объёмами данных, включая списки имён людей и электронных адресов.
Лидерство
Многие фандрайзеры управляют большими группами добровольцев, сторонников и должны иметь возможность руководить ими, не имея в своём распоряжении обычного стимула к оплате. Важна способность мотивировать других присоединяться к деятельности организации.
Организационные навыки
Фандрайзеры управляют большими кампаниями и событиями, которые требуют планирования и организационных навыков для достижения успеха. Для проведения любого мероприятия важно уметь составлять план, бюджет, определить зоны ответственности, наладить работу с подрядчиками, партнёрами.
Разделять ценности организации
При привлечении средств немаловажным является приверженность делу организации. «Горящие глаза и сердце» фандрайзера — элемент успеха и формирования доверия к вам и к деятельности организации. Если блеск в глазах пропадает, лучше пойти в отпуск или попробовать заняться чем-то другим в НКО.
Креативность, фантазия к сбору средств
Сегодня некоммерческие организации должны быть уверены, что они могут не только привлечь внимание доноров во время личного живого общения, но и бороться за внимание доноров в цифровом пространстве. Там огромное количество информации, новостей, коммерческих брендов и других благотворительных организаций. То есть много других голосов, которые хотят быть услышанными. Для того чтобы обратить на себя внимание, нужно придумывать интересные акции, яркие и вовлекающие проекты.
Проактивное отношение, стремление и энтузиазм к завершению проектов
Фандрайзер не должен ждать, что ему принесут идею и решение задачи, а сам должен предлагать, искать инструменты, способы привлечения средств.
Способность работать под давлением
Работа фандрайзера — одна из самых стрессовых, особенно в период кризиса. Наверное, каждый день вы слышите: «Нам срочно нужны деньги, нечем платить зарплаты, увеличилось количество запросов». Поэтому важно уметь мобилизовать ресурсы на достижение поставленных задач, управлять эмоциями, иметь хобби и выделять время на отдых. Здесь же можно отметить устойчивость, особенно когда приходится сталкиваться с неудачами. Когда сказали «нет» фандрайзеру, это не повод расстраиваться: отказали организации, а не человеку. Это повод подумать, что ещё можно предложить потенциальному партнёру. И конечно, ещё фандрайзер должен уметь работать в системе многозадачности.
Ориентация на результат, способность достигать финансовых целей
Умение ставить перед собой и другими цели и задачи. Способность преобразовывать проблемы в задачи, готовность решать проблемы по мере их возникновения. То есть проводить акцию не ради акции, а чтобы она была эффективной и принесла средства. Привлечённая фура шампуней и шоколадок — это хорошо, но это не основная цель!
Понимание потребностей доноров
При работе с компаниями фандрайзер должен уметь выяснить, какие задачи перед ней стоят, какие вызовы. Что можно предложить частным донором в качестве проекта для сбора средств. Идти от портера потенциального донора, а не только от потребностей НКО.
Подготовка и проведение презентаций
В работе с бизнесом одним из главных инструментов является подготовка презентаций. Фандрайзер должен уметь составить презентацию с выделением проблемы, её решением — как донор может помочь, с предложениями о поддержке или участии в той или иной акции. Часто в работе фандрайзеры выступают перед донорами, поэтому важно понимать отличие презентации письменной и устной, не бояться отвечать на вопросы, быть логичным и убедительным.
Навыки публичных выступлений
Навыки публичного выступления предполагают живой интерактивный диалог с аудиторией. Важно не только то, что человек говорит, но и какую реакцию у слушателей вызывают его слова. От умения рассказать и объяснить основную мысль зависит, сколько сторонников и партнёров появится у организации.
Ведение переговоров
Фандрайзер постоянно должен находиться на встречах с потенциальными и действующими донорами — это его основной хлеб. Поэтому специалисту важно понимать, как вести переговоры, выстраивать логику встречи, приводить аргументы и данные. Способность поставить себя на место другой стороны, чтобы понять не только то, чего она надеется достичь, но и то, почему у неё есть эти ожидания и в какой степени она полна решимости их осуществить; быть готовым проявлять гибкость при обсуждении сотрудничества.
Проектный менеджмент
При написании грантовых заявок, при разработке совместных проектов с бизнесом от фандрайзера требуется умение поставить чёткие цели и задачи, прописать план мероприятий со сроками и ответственными, бюджет и форму отчётности. Навык управления проектами позволит реализовать его качественно, в срок, с перспективой продолжения сотрудничества.
Исследования рынка
Привлечение новых партнёров предполагает анализ бизнес-среды, выявление потенциальных доноров.
Привлечение инвестиций
Как составить предложение? На какие проекты и на какие суммы можно запросить деньги? Как добиться встречи и её провести успешно? Наличие такого навыка будет преимуществом кандидата на позицию фандрайзера. В современных условиях важно не просить деньги, а предлагать взаимное сотрудничество.