Найти тему

УРОКИ ИСТОРИИ- ДЕТСКИЙ КОНЦЛАГЕРЬ В ГАТЧИНЕ

В ситуации, которая сейчас происходит с нашей страной, равнодушных нет. Скажу сразу — я патриот своей страны. Объяснять почему, нет смысла. Никогда не думала, что доживу до такого момента, когда начнется война. Но факт остается фактом. Тем важнее напомнить людям о том, что происходило с нашей Родиной, и почему нельзя допустить повторения. Так получилось, что работая над сценарием документального фильма про Великую отечественную войну, рассматривая в архивах федеральной службы личные дела предателей, я поняла причину, котооая толкала этих людей на преступления. Все, без исключения, ненавидели существующий строй и шли убивать себе подобных не только из-за страха за собственную жизнь.Сегодня все чаще звучит слово « унтерменши». Дословно в переводе с немецкого — недочеловеки, люди низшего сорта. В годы войны в эту категорию входили евреи, цыгане, инвалиды, старики.

Самым тяжелым испытанием во время создания фильма, были интервью с малолетними узниками. Годы не смогли стереть страх и ужас из памяти этих людей. Многих уже нет в живых, но пусть их рассказы звучат, как предостережение...

Всем известен лагерь "Саласпилс", где ставились жестокие эксперименты над детьми. Но и в Гатчинском районе Ленинградской области был такой, его сокращенно называли "Володаркой". Узниками лагеря стали дети Ленинградской области. Правда, назывался он "детский лагерь принудительного труда" и располагался в поселке Вырица на базе дома отдыха Ленинградской швейной фабрики им. Володарского. Там находилось более 200 детей в возрасте от 3-х до 14 лет. Немцы законспирировали Вырицкий концлагерь для малолетних узников. По документам он проходил, как детский дом. До сих пор эти документы остаются под грифом «Совершенно секретно» и недоступны для исследования. Только вот, дети замечали, что часто пропадали грудные малютки, а одиноких сирот отправляли « якобы на лечение» в Красногвардейск. К сожалению, материалов в архивах по детскому лагерю не так много, поэтому, так важно "живые" воспоминания узников.

Юрий Барабин
Юрий Барабин

Юрий Барабин находился в концлагере с 1942-43 год, ему было 11 лет- возраст сознательный, тем ценнее его рассказ: " В 42 году нас привезли, 11 лет мне было. Вот в деревне закончил там 2 класса успел. А там, вроде, как время спрессованное. Думается, сколько мы там долго были, в деревне в оккупации,кажется лет 5. Приехали в Вырицу. Вот тут будете жить, детский дом, - говорят, - будет. А мы первые приехали. Еще только обживали этот детский дом. Выгрузили, куда чего. Матери там всё привезли, там байковое одеяло.Она пополам разрезала – два. Нас трое. (всего было четыре брата. прим. автора) Покрыться нечем. Ну потом, я не помню уже как нас в комнату поселили, что там было. Койки, матрасы или что-то."

Обслуживал лагерь штат, частично состоящий из матерей, которые попадали в лагерь вместе с детьми. Но родителей и детей тут же разлучали и запрещали видеться под страхом серьезного наказания. Встречала вновь прибывших помощница коменданта лагеря Мария Кокушкина. Всех брили наголо, отделяли детей от родителей. Детей распределяли по группам, по возрастам. Маленьких, которых называли "груднички" размещали в одноэтажном корпусе - он стоял недалеко от входа в лагерь. А средних детей отправляли в большой двухэтажный дом.

ДЕЛЬФАБРА

Коменданта лагеря звали Дельфабра. Коренастый, плотного телосложения. Был жестоким человеком. За глаза его называли "Адольфом". Дети,как только видели его издалека, тут же разбегались в разные стороны. Комендант жил отдельно и навещал лагерь нечасто. Причем, приезжал на тройке с колокольчиком, это всегда слышали: "Едет… Дельфабра едет, комендант едет." У него были три русские помощницы, которые находились все время в лагере и руководили в его отсутствие.

Так как лагерь был трудовой, то малолетних узников заставляли работать зимой на переборке картофеля и овощей, а летом в парниках. Рабочий день длился 12 часов. Утром приходил немец с собакой, который сопровождал группу работоспособных детей. Они должны были работать на полях, в лесу, в овощехранилищах, в парниках.В лесу собирали грибы, ягоды. Нужно было выполнить определенную норму, иначе детей лишали обеда. Из воспоминаний Юрия Барабина: " Мы, парни, в лесу работали. Пни корчевали. Те, которые постарше там ребята с топорами, это один с одной стороны, другой с другой, корни рубят, обрубают. Топор не длинный, ручки топорище, только вот. И помню вот один раз, видно один наклонился, а другой замахнулся, прямо по голове."

Александр Барабин
Александр Барабин

"Я на работу не ходил. Помню, что во-первых, перед обедом перед всегда читали «Отче наш», я очень долго помнил его полностью. Потом были буквари на русском языке, но немецкие, немецкие. Они с одной стороны как говорится всё русское, но из немецкого быта. Вот я запомнил, что какие огни все экономные хорошие, как они все там, все собирают, и запомнил, что вот там даже маленький мальчик, вот вроде меня, 5-ть лет, он во дворе там собирал пух. И насобирал этого пуха на целую подушку."

Конечно, уже взрослые люди, вспоминая те годы, не могли сдерживать слез. Детские обиды навсегда остались в памяти. Саша до сих пор помнит, как, однажды, гуляя по территории, около немецкого барака их подозвал охранник и спросил, хочет ли он хлеба. Всегда голодный мальчишка, конечно закивал головой. Но фашист даже не думал отдавать ему буханку, он поднялся на второй этаж, привязал хлеб на веревку и стал дразнить мальчика. Он дергал веревку, то опуская, то поднимая её и весело смеялся над тем, как мальчик прыгал.

ХЛЕБ=ШОКОЛАД

Хлеб для несчастных детишек был равноценен шоколаду. Нина Зеленина тоже узница, попала в лагерь во время эвакуации из Ленинграда вместе со своей бабушкой-учительницей : " Нас кормили похлебкой из турнепса, который тоже выращивался на этих полях. Ну, заболтанный там конечно какой-то… отрубями. Иногда давали суп с кониной гороховый.. Была такая устроена столовая. Большие деревянные столы, скамейки. Где вот нам выдавали по поварешке похлебки этой. Среди детей наших было принято, что вот жидкое мы считали, что это первое, погуще – это второе. А на третье, это вот кусочек хлеба, который нам давали. Который так был нам дорог, что мы сосали просто как конфетку какую-то. Ну конечно голодно было. Дети помладше всегда ждали этот обед."

Все время хотелось есть. Дети иногда воровали хлеб и картошку, за что их сажали в карцер. От недоедания дети болели и умирали.

ТИФ

Страшной болезнью был тиф, который разразился зимой 43 года, все палаты и корпуса превратились в лазарет - умерло около половины маленьких узников. Юрий Барабин: "Ну вшей было… рубаху снимаешь, санитарка или как её там звать, нянька, это самое – снимай рубаху. Утюг нагревает…п о швам – тртртр – пищат, вот такие, как лошадь. Чешешься. А потом тиф схватили. Не помню как я туда в лазарете оказался в этом… Без сознания видно долго лежал, температура сорок" Хоронили там же - на территории лагеря было кладбище.

Но все равно дети надеялись на хорошее будущее. Юра Барабин помнит, как, однажды, в 1943 году немцы устроили Рождественский праздник для некоторых детей. Они привели их в свой барак и накрыли стол с угощеньями. Правда, по воспоминаниям, особого восторга этот праздник не вызвал. Ну кто будет насильно веселиться под присмотром охраны и злых овчарок... Другие ребята вспоминали, как их водили в церковь. Все дети состояли на учете в немецкой комендатуре. И как только исполнялось 14 лет, детей отправляли в Германию.

Мира Зеленина
Мира Зеленина

Беседуя с "маленькими узниками" мы пытались узнать информацию, так использовали ли детей в качестве доноров. Только два из них подтвердили этот факт. Я не стану пересказывать эту историю. Вы прочитаете, как говорят, из первых уст. Мира Зеленина: " Это были единичные такие случаи. Потому что ведь все мы были настолько истощены, и голодные, холодные. И в общем то вот наша кровь ну наверно не нужна была. Но мы знали, что буквально нескольких детей, как вот я знаю, просто брали из лагеря и куда-то увозили. Уже после войны, мы разговаривали с одной из женщин, которая работала в госпитале немецком. И она говорит, что с Володарки на подводах привозили нескольких детей. Их там откармливали, то есть они там жили неделю или две. Но их подкармливали и после этого уже что там с ними делали, якобы вот у них брали кровь для немцев кого лечили в этих лазаретах. Для немцев. Но вот знаю, что девочку 6-летнюю увезли, какое-то время её не было, потом её привезли и через некоторое время она умерла. "

После освобождения Гатчины, фашисты спешно эвакуировали детей в Германию.Тем, кто был с родителями, удалось остаться в Вырице.

Я благодарю этих мужественных людей, которые не смотря на тяжелые воспоминания, смогли выжить и рассказать свои истории.

Если вас тронул этот рассказ, прошу поделиться комментариями и подписаться на мой канал. В следующей статье я опубликую некоторые архивные материалы, как в Гатчине впервые было испытано страшнейшее химическое оружие убийства.