Креста. LX80. Дизель. Автомат
Продав предыдущую машину выходного дня (Toyota Corolla 1984), руки чесались в поисках новых приключений. Бюджет был до 100к (на дворе 2019 год), условие одно - хочу диван на колёсах, желательно Краун года 88-го. Городами для поисков были Томск, Новосибирск. Был один хорошенький вариант 131-го Крауна в Нск, но выходных он не дождался, продали. На второй или третьей неделе поисков мне было уже не важно, я понимал, что в эту пятницу я еду в Новосиб и возвращаюсь от туда на своей машине. Да, подход неверный, но какая разница, если всё делать правильно, будет ведь скучно? Да?
Поздним вечером пятницы я был в Новосибирске, меня встретили друзья, мы гуляли, пили пиво. На следующий день другу, у которого я ночевал, нужно было на работу. К 8 утра. Без проблем. Оно и к лучшему - раньше начну день, больше дел успею сделать.
День мой начался рано, ехать смотреть пока было нечего (мало кто согласен показывать машину в субботу в 8-9 утра). Было время на подготовку. К 10 утра я распечатал десяток дкп, половину из них заполнил своими данными, проголодался.
Сидя в фудкорте торгового центра я обедал и смотрел интересные варианты. Таких образовалось несколько:
1 - Краун 131. Позвонив продавцу, я выяснил, что у машины проблемы с коробкой, рама гнилая, да и не собственник он. Огромное спасибо ему за честность.
2 - Цедрик (или Глория) года середины 80-х. Огонь. Но продавец сказал, что родители уехали на дачу, а машина на них оформлена. Опять же рассказал о проблемах. Основной проблемой был дырявый от ржавчины тазик (это место в багажнике, где лежит запаска), ну и в целом оказалось, что переварить нужно половину машины, но езде не мешает. Как обычно.
3 - Марк черностой (71 кузов). По описанию - машина игрушка, любили, ухаживали, но кончились энтузиазм, время и так далее. Я почти загорелся, ведь я нашёл единомышленника. Поехал смотреть "черностоя". Проехав на метро и маршрутке до пригорода Новосибирска я созвонился с хозяином и он повёз меня в гаражи к Марку. Марк был уже заведён и ждал меня. Сказали, что аккумулятор сдох, вот и завели заранее. У машины очень интересная история оказалась: хозяин - успешный умный человек, который купил эту машину ещё в студенчестве в нулевых и щеголял на ней. Мотор контрактный, вроде всё нормально. Но почему я отказался: у машины было очень ржавое днище и рычаги подвески. Неизвестно на сколько глубока была коррозия. Под капотом было всё странно. Не ужасно, но явно не заводское состояние и следы гаражных мастеров (обильные). Был ещё момент - не хватало много мелочей, таких как кнопочки, дефлекторы, ручечки. Я понимал, что так просто это не достать. Ну и ярко-синий салон с бордовыми акцентами вызывал смущение и хихики. Машина косила под сутенёрский Кадиллак своим интерьером. Картину дополняли множественные дырочки от следов сигарет. Ну и последний нюанс - документы. Машина была в одних руках около 20-ти лет. В придачу к документам была доверенность от человека, проживающего за границей - хозяина. Я пытался проверить машину на сайте гибдд, но именно в тот день этот сервис лежал. Мы даже докопались до стоящих на посту ДПС-ников с просьбой "пробить" машинку. Но получили вежливый отказ и просьбу не мешать работать. Я подумал, что столько раз спорить с судьбой глупо и поехал обратно в центр города. У меня была мысль, что если ничего интереснее не найду и сайт гибдд оживёт, то куплю, но это был "план Б".
4 - Мой вариант. Да, кто-то скажет, что посмотреть 3 машины и 4-ю купить это безрассудство и торопливость, но мне было весело. До этого я приходил и брал первое, что понравилось. Время близилось к 3-4 часам дня. Сентябрь. Тепло. Я сидел в Макдоналдсе на речном вокзале, пил кофе с пирожком и смотрел на список "избранного". В описании Кресты смущало одно - фраза "звонить после 18:00". Мне было неловко звонить на 2-3 часа раньше, поэтому я просто написал продавцу, что не звоню, но очень хочется. Ответ последовал очень быстро - "это в будни не звонить, сейчас можно". Отлично. Это знак. Оказалось, продавец живёт недалеко от моего местонахождения. Сажусь на трамвай, еду, затем немного пешком и я на месте. Продавцом оказался молодой парень, приятный в общении. Мы и после сделки немного общались с ним. Он показал как она лихо заводится, прокатил по двору, дал прокатиться по парковке. Я осматривал машину, мне нравилось, что она не гнилая. Совсем. Были рыжики, но не гниль. Мотор приятно "цокал" и не менее приятно тянул тяжёлую машину на малых скоростях. Был нюанс с неработающим ГУР-ом, но жить он не мешал. Машина заводилась, ездила вперёд и назад, тормозила, продаёт собственник, цена приятная. Куча факторов, которые сливались в единое "почему бы и нет?". Ну разве что тахометр не всегда работал. Да ерунда. Я был уставшим, но довольным. Я ехал на собственном "диване".
Дорога домой и первые впечатления (250км).
Утром следующего дня мне предстояло возвращаться домой. Было немного страшно, но дико интересно. На Авторынке я купил необходимый набор автомобилиста: знак, огнетушитель, домкрат, гаечные ключи. Отлично. Я готов.
Первые 50км - я понял на сколько дизель вялый (конкретно здесь). Ехать 90+- было комфортно, даже колокольчик на 105км/ч не бесил, а радовал слух. Но обгоны - жесть. Ситуация: Впереди самосвал едет 80, сзади современная фура, котора не хочет ехать 80. У меня правый руль и никакой запас мощности для обгона. Я только сунусь, газ нажму, а она передачу скинет и ревёт. На 4-ю не хочет уходить, а 3-я и 80 км/ч - предел. Приходилось ловить тот момент, когда она переключала на 4-ю и я мог потихонечку добавить газу, чтобы не спугнуть передачу. Было страшно. В итоге мы как-то телепатически договорились с водителем фуры, что он мне поможет. В один момент он поморгал фарами, и я потихоньку обогнал самосвал. Было страшно. Правда.
В целом, дорога прошла отлично, без поломок или неудобств (не считая обгонов, но их удалось почти избежать). Проехав 250км примерно за 3 часа я вышел из машины и первое, что заметил - я не уставший. Спина не болит, зад не квадратный. Я просто посидел в удобном кресле 3 часа - такие были ощущения. Я понял, что значит удобный старый диван в дальних поездках.
Очевидные недочёты и попытки их устранить.
Первое, что меня беспокоило - коробка. Я понимал, что она работает неправильно. Вроде и не умирает, но неправильно. Второе - я слушал как работает турбина (приятный свист после 2.5тыс об/мин), но не чувствовал подхвата.
К коробке я не знал с какой стороны подступиться (в итоге решение проблемы было до обидного простым), поэтому начал с простого - воздушный фильтр. Как и полагается в этом деле - разницы никакой замена не дала. Ну что ж, замена масел в корбке и двигателе всяко поможет, подумал я. Поменял масло в двигателе, затем в коробке с фильтром. В тот момент я узнал насколько дорогое масло в коробасе. Примерно 1000 за литр (2019-й год), а их там около 7-8 нужно. Лааааадно, меняем. Поедет же зато. Ну и ремень ГРМ с сопутствующим поменял. Очень не хотелось поймать обрыв ремня на дизеле. Угадайте результат - ни-че-го не по-ме-ня-лось. Вообще. Просто обслужил мотор с коробкой. Океей... Я особо чудес и не ждал, я хотел просто нормально сделать машинку, а это процедуры необходимые.
Немного забегая вперёд, расскажу как удалось починить переключения коробки. Ещё при замене масла, мастера обратили внимание, что поддон коробки какой-то странный и явно не родной. "Ну и ладно" - подумал я. Следующие несколько месяцев я игрался с регулировкой тросика коробки и играл педалью газа на трассе, боясь спугнуть 4-ю передачу на скорости 90-100 км/ч (потом газ в пол и до 140-150 можно было ехать комфортно и без страха. (на Логане после 140 чувствуешь себя пилотом лёгкого самолёта)). ТАК Вот. Я не зря ранее упомянул неродной поддон коробки. Проблема была в настройке тросика коробки, по которому коробка понимает на сколько сильно нажат газ и не пора ли кик-даун делать. Не родной поддон - не родная металлическая часть рубашки тросика, а значит и положение его начальное неверное. Он был перетянут даже на максимально отпущенном положении настроечных гаек. Проблема решилась парой пластиковых хомутов - один на трос, другой на шкив, который его тянет. В итоге длина тросика увеличилась примерно на 1-1.5см. И ЭТО ПОМОГЛО. Моему удивлению не было предела. Примерно 5-6 месяцев я не мог понять чего ей нужно и не пора ли менять коробку, а дело оказалось в, мать его, тросике!!! Но было приятно от ощущения победы. Коробка стала работать как положено.
Теперь о второй проблеме - странном поведении турбины и реакции двигателя на него. Первое, что меня напрягло - хаотичность подключения вакуумных трубок, а там не мало разных заслонок и клапанов. Например, датчик давления во впускном коллекторе после турбины был подсоединён... к коллектору впускному (а там вакуум). Проблема решилась "правильно" (хочу это подчеркнуть, потому что я обычно я что-то ремонтирую/меняю, а потом думаю). Я просто на экзисте взял схему вакуумной системы и таблицу, в которой было написано сколько и какой длины потребуются трубки. Затем в магазине "ГАЗ/ВАЗ/УАЗ" купил 3 метра очень приятного на ощупь силиконового шланга, нарезал по инструкции, соединил всё по схеме. Попутно фотал, так как всё же было страшно. В итоге - что-то начало срабатывать, после 2400 об/мин загоралась зелёная лампочка "TURBO" и машина начинала переть. Пёрла она примерно до 3.5 тыс об/мин, потом была следующая передача или бесполезный рёв двигателя и потеря тяги.
Подвеска и мои приключения с ней.
Темс (TEMS) гениальная штука. Но о том что это и как оно работает я узнал после установки таких стоек на свою, не готовую к этой роскоши, машину. Начну из далека. Беглый осмотр выявил, что у машины мёртвые передние стойки, стойки стабилизатора, сайлентблоки в рычагах, подшипники ступиц. Стойки стабилизатора были новыми куплены, всё остальное - контракт. Контрактные передние рычаги, в которых по 2 сайлентблока были гораздо дешевле сайлентов новых и их выпресовки - запресовки в старые рычаги (600руб за рычаг). С этим проблем не было. Стойки. Стойки чуть дороже, но я нашёл дешевле (ха-ха, ага, умный самый). Стойки я купил со ступицами по 2500руб за штуку. Всё казалось идеально спланированным. НО. Всегда есть "но". Стойки были странными.. с проводами сверху. Ну и ладно, подумал я. Поставили стойки, я открутил моторчики от них (в темс регулируется жёсткость стоек посредством поворота штока мотором). Но стойки были мягкими. Я знал, что шток можно повернуть и без мотора, сделал удобный ключик, нашёл самое жёсткое положение. Но они не держались. За пару дней езды они снова становились мягкими. Я напихал фольги к штоку, чтобы он не вертелся. Вроде стало ок. Но всё равно это была лодка. Она клювала носом при торможении и раскачивалась на кочках. Но мне было прикольно, я представлял, что я в старом Линкольне 70-х годов и так задумано. Так и проездил на лодке. Не берите Темс, если ваша машина (комплектация) не подразумевает их наличия. Да и стойки походу убитыми были...
О, чуть не забыл, там мост сзади. Просто мост, как на волге или жигулях. На бензинках привода и редуктор, а у меня был мост. Мостище. Вот так.
Немного о дизеле.
Сам мотор хорош. Он давал приятную тягу на старте и... и.. всё. Ну расход у него примерно в 1.5 раза меньше, чем у самого популярного для этой машины 1G-FE. Боком можно было раздать зимой по снегу даже. Но на барже это не очень изящно получалось. Была проблема - капал ТНВД с гашетки. Оказывается, это стандартная проблема, просто протирается сальник между корпусом ТНВД и поворачивающейся частью. Исправлять я это не стал, так как нужно было снимать насос для этого, а это (в сервисе сказали) обойдётся мне в 6-8тыс.
Единственное, что я сделал для улучшения его работы - ослабил пару болтов и повенул градусов на 5, сместив фазу впрыска (зажигание сдвинул, если б речь была про бензиновый мотор). После сдвига он стал цокать приятнее и резвее реагировать на газ. Прям подпрыгивать от перегазовки (или от радости).
История про непонятную поломку и лёгкую починку. Но было страшно и непонятно
Как-то раз, солнечным летним утром я отправился на работу. Отъехав от дома не более километра машина просто резко заглохла. Мне стало страшно. В голове крутилась мысль об обрыве ремня ГРМ и убитом двигателе. Я уже представлял, как я продаю эту машину как донора под какой-нибудь корч за копейки. Я крутил стартером, но она даже не пыталась завестись. Первым делом я полез смотреть ремень. Мне повезло, что машина заглохла на двухполосной дороге с относительно неплотным трафиком, я никому не мешался. Выставил знак-треугольник сзади машины, включил аварийку, взял набор ключей и открутил крышку ремня ГРМ. Какое же было облегчение увидеть его целым. Я прям снова стал радоваться хорошей погоде. Так как было совсем непонятно что случилось, я вызвал эвакуатор, закинул машину на стоянку сервиса, поехал работать.
В перерывах на работе я изучал форумы и подобные инциденты. Самым интересным мне показался вариант обрыва провода электромагнитного клапана сброса давления в ТНВД. Вот почему: дизель просто так не заглушить, он работает автономно и без электричества, поэтому глушится он в 2 этапа на моей машине. Первый этап - отключение питание клапана, который при отключении открывается и давление топлива сбрасывается и оно не может впрыскиваться в цилиндры. Второй - перекрытие заслонкой впускного тракта. Там ещё проще - двигатель работает, заслонка открыта, воздух идёт. Двигатель пора глушить - заслонка остаётся без вакуума и закрывается, перекрывая воздух.
Я полез искать этот клапан глушения. Был дождь, я промок, но азарт был сильнее инстинктов комфорта. Довольно-таки не сложно я добрался до клапана и идущего к нему проводку. Он был в изоленте и у него был кусок провода другого цвета. Я обрадовался. Как минимум 2 скрутки в изоленте, всяко одна из них устала. Снял изоленту и да, БИНГО!!, скрутка рассыпалась. Я просто поменял провод, поверх пару слоёв термоусадки и побежал проверять. От предыдущих попыток аккумулятор уже подыхал, но ему хватило сил на 1-2 оборота, от которых машина и завелась. Радости не было предела! Я только что решил проблему, о которой утром вообще даже версий не было. Я был горд собой, уехал с автосервиса, мастера сказали "молодец".
Завершение истории
Всё развивалось по классической схеме - пока есть загадки и новые ощущения от машины, в ней есть смысл. Практического смысла в ней не было никакого. Надоела. Пора продавать. Особого интереса покупатели к ней не проявляли, но потом нашёлся человек, предложивший на обмен ВАЗ 2112. Ну а что, опыт интересный, такого у меня не было, всяко новые эмоции от владения машиной будут обеспечены. Двенашка оказалась отличной по состоянию. Мы обменялись. После кресты двенаха казалась тесной табуреткой. Если на Кресте я за 3 часа езды выходил чуть ли не отдохнувшим, то после полутора часов езды на 2112 я как-то отсидел ногу, что коленка не сгибалась какое-то время. Странно это как-то. Зачем в Ладе руль, педали и седенье не на одном уровне и ноги всё время смещены вбок? Почему они не сделали педали перед седеньем... Этого я не понял, через месяц продал и её (сделав незначительные мелкие ремонты).
Креста была интересной машиной. Дизель особенно. Но это уже не Королла)) И не будет её уже) По кресте не скучаю. Было весело, но в меру. Отличная машина. (позже основной машиной тоже стала Креста, но jzx90, там тоже интересного есть что рассказать :) ). Спасибо за внимание.
Спасибо, если дочитали до конца. Счастья и удачи.