Найти тему
Дневник логиста

Транспортный коллапс

Из-за ухода иностранных компаний, ограничений на полеты за рубеж, проблем с судоходством тарифы на перевозку грузов из и в Россию будут расти. Это неизбежно. И как бы умники не кричали "но ведь бензин дешевеет!", дело не в этом. Нужно смотреть глобальнее.

Спустя две недели после начала военной специальной операции России на Украине логистические и грузовые компании начали уходить с рынка, формировать новые цепочки поставок и готовиться к повышению тарифов на перевозки.

Скорее всего нас ждет переориентирования логистических маршрутов и цепочек поставок, а также удорожания стоимости импортных товаров для конечного потребителя за счет привлечения дополнительных посредников — резидентов дружественных стран.

Как изменились цепочки поставок?

Текущие цепочки поставок разрушены, альтернатив по обслуживанию импортного и экспортного потоков практически не осталось. Встал весь морской фрахт, авиасообщения нет. Остаются только Турция, Армения, Узбекистан, Монголия и Азербайджан. Транзитные перевозки через Украину полностью прекращены, а поезда перенаправлены на погранпереход Брест — Малашевичи.

ПЭК теперь доставляет отправления из Европы автотранспортом, транзитом через Литву. Погранпереходы функционируют, но заторы на них сохраняются. На официальном сайте пункта погранперехода Каменный Лог - Мядининкай на 19.03.2022 числится 250 фур (
https://gpk.gov.by/situation-at-the-border/punkty-propuska/stone_log/).

В общем и целом, проблемы не новые. Они были и ранее, но на текущий момент усугубились из-за спецопераций на Украине.

Опасности для бизнеса

  • Переориентация на автодороги (увеличение сроков доставки);
  • Ограничение пропускной способности на границе с Китаем в связи с эпидемиологической ситуацией (на 11 марта в электронной очереди было зарегистрировано 7234 фуры. Накануне, 10 марта, через этот пункт было пропущено 190 транспортных средств (на въезд и выезд)). Соответственно, опять же увеличение сроков доставки;
  • Снижение импорта продуктов, медикаментов и других товаров первой необходимости, перевозимых в контейнерах в связи с введением санкций в отношении российских портов;
  • Сокращение числа компаний, работающих на европейском направлении разными видами транспорта. Отказ многих водителей перевозить товары автотранспортом из Европы;
  • Сложности с валютными операциями и в расчетах с иностранными контрагентами.

Выход есть

На фоне проблем автомобильного и воздушного транспорта перевозчики стараются переориентировать грузы из-за рубежа на железную дорогу. С уходом большей части морских перевозчиков железная дорога становится основным способом доставки грузов из/в Китай и конкуренцию ей составить будет нечему


Сейчас РЖД отмечают существенный рост заявок на перевозки грузов в восточном направлении. И это не только уголь, но и нефтепродукты, металлы, удобрения, зерно. Перевозки контейнерных грузов по БАМу и Транссибу за 1–8 марта выросли на 23,5% к аналогичному периоду 2021 года. В целом по сети РЖД контейнерные перевозки прирастают на 9,1%, в том числе транзит — на 8%.