На сегодняшний день, как, наверное, и во все времена, тема конфликтов между старшими людьми, например, родителями, преподавателями, тренерами, и подростками стоит весьма остро. Сейчас все усугубляется еще и тем, что многие подростки «слишком грамотные», они знают о своих правах, всяких психотравмах и т.д. Это значительно осложняет взаимодействие «старших» со своими «подопечными». Сегодня хотелось бы уделить внимание теме подростковых конфликтов и, возможно, немного помочь родителям понять своих детей.
В статье больший упор будет делаться именно на взаимоотношения между родителями и подростками, так как согласно практическим опросам, подростки говорят о том, что семейные конфликты их беспокоят в большей мере, чем, например с преподавателями или даже сверстниками.
Психофизиология подростковых конфликтов
Если немного затронуть психофизиологию подростковых конфликтов, то следует сосредоточить свое внимание на нескольких достаточно важных моментах.
Во-первых, ребенок, примерно с 12-ти лет, начинает очень быстро расти. И головной мозг, который привыкает к определенному расстоянию между, допустим, глазом и пишущей рукой, иногда просто не может привыкнуть и быстро приспособиться к новым обстоятельствам. Из-за этого начинает портиться почерк, ребенок постоянно что-то случайно задевает, роняет, портит.
Наверняка родители подростка не один раз замечали, что он «сметает все на своем пути». При этом он говорит, что разрушил что-то случайно, а вовсе не руководствовался каким-то злым умыслом. И вот тут-то родителям как раз стоит вспомнить о том, что было сказано выше, и проявить некоторое снисхождение, особенно, если они действительно замечают ускоренный рост своего ребенка в последнее время.
Во-вторых, как это ни странно на первый взгляд, но подросток особо остро нуждается во внимании, понимании и любви родителей в свой самый острый переходный период. Если даже взрослый человек не до конца понимает, что происходит с его ребенком, то что уж говорить о подростке, который на самом деле предпринимает свои первые попытки познать этот мир и самого себя. Чем острее реагирует родитель на то или иное нарушение подростком дисциплины, тем большее сопротивление он получает в ответ.
Это напоминает ходьбу по минному полю. Ребенок проверяет границы дозволенного, а родитель пытается понять, насколько сильно он может ослабить контроль и надзор. Вот тут-то и начинаются самые острые разногласия. Часто вместо того, чтобы проявить понимание и дать необходимую ласку, родитель пытается резко вернуть себе ускользающий контроль. В результате, ребенок понимает, что его самостоятельности крайне не рады, а, соответственно, не рады и ему (такая подростковая психологическая установка). Часто родитель оказывается просто не готов ослабить контроль в должной мере. Так и зарождается конфликт.
Родитель должен «взрослеть» вместе со своим малышом. Дарить необходимые понимание и заботу. В подростковом периоде ребенок начинает подсознательно искать себе «учителя, наставника» и, к сожалению, часто находит его не в том человеке, например, в главаре какой-то подростковой «банды» или каком-то постороннем взрослом. Мне кажется, что родитель не заинтересован в таком развитии событий, а потому должен сам стать таким наставником. Мудрым, авторитетным, заботливым и не гиперопекающим.
В-третьих, у ребенка в подростковом возрасте действительно начинается гормональная перестройка, также происходят изменения и в общем состоянии организма. Поговорим об этом явлении немного подробнее.
В пубертатный период физическое и психоэмоциональное состояния ребенка слишком стремительно изменяются. Появляются вторичные половые признаки, развивается система опорно-двигательного аппарата, меняется даже состав крови и артериальное давление. Но особенно сильные перемены затрагивают область церебральной активности. Подростковый возраст может представлять некоторую опасность, так как могут дать о себе знать некоторые ранее скрытые психические проблемы у ребенка. Поэтому, родителям следует внимательно следить за состоянием подростка, чтобы вовремя обратиться к специалисту.
Слишком стремительный рост, быстрое развитие организма, перестройка в психике ребенка – все это наиболее ярко отражается на функциональном состоянии подростка. Попробуем разобраться подробнее с данным вопросом. Возможно, это поможет лучше понимать своего ребенка.
Возраст 11-12 лет. Для него характерны всплески энергии и активности, а также противоположное им явление – сильная усталость и снижение работоспособности. Причем эти состояния сменяют друг друга слишком резко, утомляя не только родителей, но и самого ребенка. Дело в том, что малыш еще недостаточно созрел и оказался еще не вполне способен верно и грамотно распределять свою деятельность и вовремя давать себе периоды отдыха. А так как организм стремительно растет, то и «выдыхается» он намного быстрее обычного. Такая проблема и провоцирует истерики, повышенную капризность, плаксивость, агрессивность. Согласитесь, что усталость никого не делает добрее? Соответственно, конфликтогенность возрастает.
Наверняка вы заметили, что подростковому возрасту свойственны некая демонстративность поведения и повышенная обидчивость. Дело в том, что ребенок уже не совсем малыш, но еще и не взрослый. Такая «подвешенность» несколько утомляет ребенка. Он не понимает, как правильно себя вести, какую стратегию общения выбрать. Соответственно, он методом проб и ошибок формирует свое поведение. Таким образом, эмоциональная чувствительность сильно обостряется.
Возраст 13-14 лет тоже не дает родителям наконец выдохнуть и жить спокойно. Дети еще сильнее утомляются, у них обостряется межличностное взаимодействие, так как подростки начинают искать себя, и, соответственно, заявлять о своих способностях и возможностях. И как уже говорилось выше, если они не имеют крепкого и уважаемого авторитета-родителя, то они рискуют обрести не того человека, авторитет которого родителям уже явно не понравится. Вот почему родителям рекомендуется все-таки постепенно, кирпичик за кирпичиком, выстраивать с ребенком хорошие отношения, при этом не давя его инициативность и активность.
В подростковом возрасте развивается и такая «проблема», как «монотомия». Объясним, что это такое. Взрослый человек спокойно может выполнять какую-либо однообразную, монотонную работу, а вот для подростка это оказывается непосильной задачей. Вот почему 40 минут скучного урока в школе ведут к тому, что ребенок начинает отвлекаться, скучать, болтать с соседом и т.д. Подростком просто не хватает силы воли для того, чтобы сконцентрировать внимание на одном человеке и одной теме.
Существует и еще одна проблема, которая обостряет отношения между подростками и их родителями. Взрослые могут упрекать своих детей в излишней лености. Но на самом деле ребенок и сам не рад такому своему состоянию. Как мы уже говорили выше, в подростковом возрасте периоды активности перемежаются с периодами полного упадка сил. Причину такого механизма мы тоже уже называли. Наверняка вы замечали, что ребенок часто пытается на что-то опереться и при любой возможности прилечь и подремать. Не ругайте своего уже «взрослого малыша», дайте ему передремать эти 15 минут, и он быстрее вернется в строй.
Возраст 15-17 лет осложняется еще и тем, что в этот период подростки начинают познавать себя как людей, уже готовых ко взрослой жизни, в том числе и к отношениям. Они познают свою сексуальность, стремятся сформировать собственный стиль и выбрать манеру поведения. Тут и первая любовь, и первые переживания о другом, чужом человеке. Родителям важно поддержать ребенка, возможно, дать ненавязчивый совет и ни в коем случае не критиковать выбор пары. Если уж вам так не нравится «вторая половинка», то просто выскажите свои опасения в негрубой форме, но оставьте выбор за подростком. В конце концов, каждый имеет право на свои ошибки. Чем грубее и резче вы будете высказывать свое мнение, тем с большей долей вероятности подросток будет поступать на зло вам.
Мы надеемся, что статья хоть немного поможет вам понять своего ребенка и найти с ним общий язык. Пишите в комментарии, следует ли продолжать писать на данную тематику.
Подписывайтесь на канал «Наш лецитин» и ставьте лайки!