Лика и Анжела были знакомы еще со школы. Когда-то и жили по-соседству. Их в школе называли Анжи и Лика. А потом судьба их слегка раскидала. Но в пределах одного города. Со временем они опять стали общаться чаще. Тем более, что общего в их жизни оказалось достаточно.
Обе были замужем. Родили по ребенку. Потом развелись. Потом попытали счастья снова. Но, теперь уже без штампа. И без «доказания» любви очередному претенденту путем рождения совместного ребенка.
А тут день рождения одной из них. С бокалами. Ну, немного расслабились девочки.
- Анжела, ты помнишь, мы изучали в школе изучали «Анну Каренину»?
- Не помню. Вроде нет. А что это ты вспомнила? Лика, признавайся, нашла своего Вронского?
- Нет. Не нашла.
- Тогда не понимаю. Детям нашим еще точно это в программе не попадалось.
- Да, понимаешь, Анжи, тут как-то не спалось. Луна за окном. Круглая, как колобок. Открыла интернет. И статья. Наши господа наверху обсуждают, что надо включать в школьную программу, что не надо. Ну, в том числе Толстого, Льва Николаевича. Я вспомнила, как нас русичка терзала «Войной и миром». Я еще чуть «двойку» не схлопотала. Так вот. А там еще про «Анну Каренину». Думаю, а я даже не читала. Нашла. Начала читать. Очнулась утром.
- Не поняла? Ты? Зачиталась «Анной Карениной»? Ночью? Не верю!
- Сама не верю. Одно оправдание - это было полнолуние. И я немного того.
- Похоже. И что дальше было?
- А дальше – не поверишь. Эта статья в интернете относилась к 2015 году! Почему, как я на нее наткнулась? Но это не всё.
- Ты меня пугаешь.
- На следующий день я купила эту книгу. Две. Одну тебе. Держи. Читай. У тебя дочка растет. Ей тоже будет полезно.
- Полезно почитать, как изменять мужу?
- Ты знаешь, я тоже этот сюжет помню по роли Т. Самойловой – ну, старый фильм. А, если ты начнешь читать книгу, то поймешь, что там с самых первых страниц Толстой рассказывает и показывает, что значит быть просто хорошей, заботливой женой. Открывай: «Она, эта вечно озабоченная, хлопотливая, и недалекая, какою он считал ее…».
«…он, тридцатичетырехлетний, красивый, влюбчивый человек…».
«…она, истощенная, состарившаяся, уже некрасивая женщина и ничем не замечательная, простая, только добрая мать семейства…». При этом, она «…мать пяти живых и двух умерших детей, бывшую только годом моложе его.».
Нет, это не про Анну. Это про ее сестру. И мужа.
Про саму Анну дальше.
- Вот тебе сколько лет?
- Что ты спрашиваешь? Сколько и тебе – 37.
- И ты считаешь себя состарившейся женщиной? Так у тебя слуг нету. Ты сама и зарабатываешь, и ребенка растишь, и готовишь, и все по дому. А ей было всего 33 года!
- Ну, время-то другое было.
- Время другое. Только ты вспомни. Ты беременная работала до последнего, в декрете искала, где подработать. А Сашеньку своего жалела. А ведь дочь тебе ни поспать, ни поесть не давала. Ты Сашу берегла, чтобы он поспал, ему же на работу. А он, те силы, что ты ему своим здоровьем и нервами экономила, на стороне тратил. И далеко не все на работе. Как там его «работу» звали?
- Ладно, Лика. Сама такая. Ты тоже своего берегла, чтобы не переутомлялся. А сама на велосипед была похожа.
- Да, тут ты права. Такая. За что и получила - развод. Жаль, что мамы нас в своё время не научили, что надо себя беречь. Надо мужа привлекать. Жалеть, конечно. Но себя беречь. Чтобы вы силы на семью одинаково тратили. И деньги.
Ведь в романе, муж этот, похоже, что весь этот свой молодецкий расход делал за счет жены. Договорился продать лес в имении жены – долгов у него много. Даже не думал, что тратит деньги, которые могли бы остаться в наследство его детям. Пятерым! Между прочим.
- В общем, подруга, я так понимаю, что не то мы школе изучали. Совсем не то…
Жизнь такая непредсказуемая. Никогда не знаешь, что из школьной программы тебе может пригодиться во взрослой жизни. История, математика или хороший русский язык.