Насилие порождает насилие
В сегменте инди полным-полно симуляторов ходьбы, поэтому каждая команда пытается как-то выкрутиться, чтобы «не быть как все». Есть Dear Esther, где надо собирать историю Эстер в перемешанных воспоминаниях, бегая по острову. Есть Among the Sleep, где нужно маленьким ребенком бегать по дому, возводя в абсолют детскую фантазию о монстрах в шкафах и под кроватью. Есть SOMA, где надо на подводной станции разбираться в вопросах самоидентификации и переносе сознания, а есть The Town of Light от итальянской студии LKA - психологический триллер о похождениях бывшего пациента психиатрической больницы, пытающегося разобраться в воспоминаниях о своем прошлом. Следующий проект LKA решила вновь выпустить в виде психологического триллера о воспоминаниях пациента психиатрической больницы, но уже в антураже итальянской провинции времён Второй Мировой Войны.
Марта мертва
Италия, 1944 год. Во всю идёт Вторая Мировая Война, а в семье немецкого генерала произошла трагедия: загадочный образом гибнет одна из дочерей – Марта, которую находит в озере её сестра-близнец – Джулия. По абсолютной случайности, в состоянии шока, родители принимают Джулию за Марту, что в свою очередь запускает цепную реакцию, финал которой, к сожалению, трагичен. Наблюдать за этим нам предстоит, играя за Джулию, постепенно восстанавливая в своей памяти неприятные события из прошлого и усугубляя текущие события своими действиями. Параллельно придется выяснить, кто убил Марту и наблюдать за тем, как Джулия сходит с ума на фоне гибели своей сестры, всё больше становясь ненадежным рассказчиком как для самой себя, так и для игрока.
Марта не мертва
В плане игрового процесса Martha is Dead, как было описано выше, это симулятор ходьбы. У игрока есть распорядок дня с заданиями, которые необходимо выполнять, и небольшая локация в виде дома и прилежащей территории. Для удобства перемещения в некоторые места можно попасть воспользовавшись велосипедом, с которым так же связан небольшой квест.
Помимо этого, в руки игрока попадает ручной фотоаппарат. С одной стороны он необходим по сюжету, ведь Марта, как и Джулия, очень любила фотографии, а на пленках однозначно хранятся секреты, которые помогут восстановить картину произошедшего. С другой же стороны разработчики дают понять игроку, как в 1944 занимались фотографией. Штатив, множество фильтров, пленка с разным ISO, и даже некоторые настройки в самом фотоаппарате. Отснятую пленку можно проявить в специально подготовленной комнате с красным освещением, где имеется проектор и ванночки с химсоставом для проявки.
Для разнообразия в геймплей введены карты Таро, на которых гадает Джулия. С их помощью она может аргументировать свои предыдущие поступки, а также дать подсказки игроку к предстоящим событиям, но, ввиду нестабильности своего психического состояния, интерпретирует Джулия смыслы посланий так, как ей вздумается, что не всегда соответствует действительности.
Особо бурно во время рекламной кампании обсуждались сцены жестокости и насилия в игре, среди которых была история с отрезанием лица Марты. В версиях для PlayStation 4 и PlayStation 5 есть выбор играть в версию с цензурой или без, где в версии с цензурой интерактивные сцены заменяются черным экраном, а в версии без цензуры игрок просто наблюдает за происходящим без какого-либо участия. Возможность пропустить подобные эпизоды имеется, если неприятно наблюдать за происходящим.
Марты не существует
А вот что однозначно пропустить нельзя, так это проблемы самой игры. Речь идёт не только о технических проблемах, но и о сюжетных. Для внесения разнообразия в сюжет введены некоторые квесты, которые с одной стороны пытаются показывать историю с разных сторон конфликта, но, к сожалению, никуда по итогу не ведут. С чем эти недоработки связаны - непонятно, но ощущаются такие моменты недоделанной работой.
Хоррор составляющая работает через раз, скримеры уже настолько обычное дело в жанре, что не всегда способны вызвать хоть какие-то эмоции. Больший эффект дискомфорта вызывают как раз таки сегменты с обилием жестокости и нанесением увечий.
К огорчающим или же раздражающим моментам можно также отнести нестабильность игры. Martha is Dead периодически умудрялась зависать и вылетать в некоторых главах, хотя локация в игре одна и та же.
Но есть и приятные моменты. Игра на PS5 выглядит великолепно. Очень сильно удивляешься, как инди-разработчики вытягивают такое качество картинки из Unreal Engine 4. Не забыли LKA и про поддержку DualSense, что не может не радовать. Саунд-дизайнеру и композитору отдельной респект: звучит игра в наушниках очень приятно и атмосферно. Некоторые композиции уже добавлены в плейлист.
***
Martha is Dead оказалась очередным заложником инди-игр: большие амбиции, острые темы, но посредственная реализация. Авторы, набив руку, в будущем определенно смогут сделать отличную игру про детектива, благо с технической точки зрения, сцены жестокости, возня с фотоаппаратом и проявкой фотографий удались на ура, но пока чтоMartha is Dead ощущается и играется как проект, которые быстро затеряется среди сезонных блокбастеров.
Плюсы
- Неплохая история о сложности взаимоотношений людей;
- Обилие мелких геймплейных механик;
- Отличный визуал для инди-игры;
- Атмосферный саундтрек и итальянская озвучка.
Минусы
- Технические баги в некоторых главах;
- Утомительная беготня на малой локации в одни и те же места;
- Некоторые небольшие истории ведут в никуда.
myPS: 7/10
Время прохождения: 7 часов
Автор: Владислав Власов
Платформа: PS5