Привет, друзья! Первые полеты на самолете над территорией Китая совершил бельгиец Чарльз Ван-ден-Борн.
Правда, для него эти мероприятия оказались несчастливыми, так как в результате авиатор вынужден был уничтожить свой аэроплан. Как же это произошло?..
Ван-ден-Борн — был профессиональным велогонщиком и семь раз выигрывал чемпионат Бельгии. Также он становился призером первенства Европы (1907 г.) и мира (1908 г.).
В 1909 году он познакомился с Анри Фарманом — одним из первых авиаконструкторов в мире, который заразил его своей страстью к авиации.
Осенью 1910 года Ван-ден-Борн отправился в Юго-Восточную Азию, намереваясь совершать демонстрационные полеты на биплане “Фарман-II” во всех главных городах этого региона.
Подобная техника здесь была еще практически неизвестна. Поэтому предприимчивый авиатор планировал хорошо заработать, продавая билеты на свои летные представления.
Первый город, где он совершил полеты, был Сайгон — столица Французского Индокитая (ныне город Хошимин во Вьетнаме). Это произошло в декабре 1910 года на ипподроме Фу Тхо.
Затем Ван-ден-Борн перебрался в Южный Китай, где 7 апреля 1911 года совершил показательные полеты в окрестностях Кантона (современный Гуанчжоу). К сожалению для бельгийца после этих представлений аэроплан пришлось уничтожить.
Почему он так поступил, объясняет заметка, размещенная в “Севастопольском авиационном иллюстрированном журнала” №24 за 1911 год.
“На первых авиационных его опытах в Кантоне присутствовала почти стотысячная толпа. Чернь, однако, не называла его иначе, как “белым чертом”. На первом полете присутствовал также татарский генерал, являющийся одним из высших военных чинов “Поднебесной империи”.
Когда генерал после полета с ним беседовал, многотысячная народная толпа напала на него и в очень угрожающей форме стала выражать ему порицание за то, что “он позволил себе прикоснуться к “белому черту”.
Генерал пытался объясниться с толпою. (...) Вдруг неизвестно откуда грянули один за другим несколько выстрелов и генерал с раздробленным черепом упал, сраженный наземь.
Вечером того же дня в Ван-ден-Борну явились некоторые китайские сановники и стали убеждать его немедленно покинуть Кантон. Народная масса, — говорили они, — возбуждена. Может возникнуть резьба. (...)
Ван-ден-Борн, конечно, согласился и на следующий день стал укладывать свой аппарат. Но, увы, во всем Кантоне не нашлось ни одного китайского носильщика, который согласился бы перевезти на гавань аппарат “белого черта”.
Возмущенный Ван-ден-Борн в припадке бешенства разбил тогда свой аппарат, а остатки поджег. При истреблении аппарата присутствовала многотысячная толпа китайцев, которая выражала свое удовольствие по поводу “аутодафе”.
Историк А. Демин в книге “Авиация великого соседа. Том 1. У истоков Китайской авиации” пишет, что на самом деле полетом бельгийца как предлогом воспользовались китайские революционеры.
Оказывается, они узнали, что в Кантон приедет генерал Цинской армии Фу Ци, который намеревался присутствовать на авиационном представлении.
И в момент, когда военачальник знакомился с авиатором и осматривал технику, революционеры спровоцировали в толпе беспорядки и в совершили покушение на него.
В результате которого Фу Ци погиб. Его смерть стала катализатором начавшегося 27 апреля 1911 года восстания в Хуанхуагане, которое оказалось предвестником национально-освободительной Синьхайской революции.
Уважаемые читатели, благодарю за внимание к моей статье! Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на КАНАЛ, чтобы не пропустить следующие публикации.