Найти тему

Что первое приходит вам в голову?

Давайте вместе взглянем на фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря! И зададимся вопросом: Что первое приходит вам в голову?

Фрески в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря
Фрески в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря

Этот текст писался, как шпаргалка для экскурсии по упомянутому выше собору, где сохраняются уникальные фрески XII века.

Но сначала предыстория...

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря с его фресками стоит у истоков псковской монументальной живописи и это один из самых самых выдающихся памятников средневековья, который появился благодаря Новгородскому архиепископу Нифонту.

Закладка храма произошла предположительно в период между 1144 – 1153 годами и расписан в 1156 году.

Храм находится за пределами средневекового Пскова и даже не на главной дороге к Пскову. Среди меценатов, выделявших средства на строительство помимо Нифонта находятся также князья, которые были сторонниками Нифонта в его ориентировании церкви на Византию и желавших наладить взаимоотношения с Псковом. Имя одного из них вам хорошо знакомо, это Юрий Долгорукий, Суздальский князь которого с Нифонтом объединяло противостояние Киевскому князю Изяславу. Тут и политическая борьба за Великокняжеский Киевский стол и внутри церковная борьба между епископом Киевским и Новгородским

Мирожский монастырь (слева Спасо-Преображенский собор, справа Стефановская церковь
Мирожский монастырь (слева Спасо-Преображенский собор, справа Стефановская церковь

Но не буду подробно вдаваться в сложные описания происходящих событий того времени и перейдём к самому храму, который имеет форму равноконечного креста, к которому по углам примыкают приходы, или по-научному компартименты.

Макет собора
Макет собора

Так вот такое строение имеет название крестово-купольный храм и это уникальный для древнерусского зодчества архитектурный тип который пришёл к нам из Византии. Его восточная часть имеет полукруглую форму. Это потому, что на восток всегда обращён алтарь и он является главной иллюстрацией в последующей росписи.

Для внутренней отделки храма новгородский владыка Нифонт пригласил артель греческих мастеров, которые расписали его стены фресковой живописью. Иконографическая программа стенной росписи была определена самим заказчиком. Она отличается чёткостью, строгой последовательностью и логичностью и о этом мы поговорим далее.

Проследуем далее...

Хочу обратить внимание, что существование фресок было обнаружено в 1858 году совершенно случайно во время ремонта. И уже в тот момент было понятна их уникальность. Сейчас фрески Мирожского монастыря являются памятником монументальной живописи мирового значения и включены в список всемирного наследия Юнеско. Реставраторы трудятся над восстановлением фресок и их сохранений уже много десятилетий, эти работы продолжаются и сегодня.

роспись алтаря собора
роспись алтаря собора

Входя в храм первым что должен был увидеть человек - алтарь где главным образом центральной апсиды является Деисус, расположенный в конхе алтаря. Размещение этой композиции в алтарной конхе христианского храма относится вообще к числу явлений редких. Что касается древнерусской живописи, то, за исключением мирожской живописи, она не встречается больше ни в одном из сохранившихся памятников. Иисус Христос восседает на мощном золотистом престоле, расписанном узорами, в окружении Богоматери и Иоанна Предтечи, склоняющимися к нему в почтительном молении. Престол, накрытый белым литургическим платом, символизирует страстной акцент.

Это деталь, отнюдь не уникальная, но в данном случае чрезвычайно важная и характерная, запомните этот белый плат, мы встретим его ещё не один раз при рассмотрении сюжета.

Но тут он призвана уподобить сам престол алтарю, а Христа — жертвенному Агнцу… Таким образом, Спаситель предстает здесь не только как грядущий Судья, но и как Страстотерпец, принесший Себя в жертву за человечество»

-6

А над фигурой Христа располагается медальон с Этимасией (Престолом Уготованным), олицетворяющим собой неделимую Троицу, которой приносится евхаристическая жертва.

И между этими двумя изображениями в своде центральной абсиды мы видим ещё одно изображение Деисуса в честь которого и был освящён храм. Преображение. По боковым сводам изображён Иисус с учениками восходящий на Гору Фавор, где он явил им своё божественное происхождение - Преображение Господне и сход с горы Фавор.

Преображение Господне
Преображение Господне

В Преображении Иисус показан в белых одеждах медальоне из сияющей славы своего божественного происхождения, рядом с ним ветхозаветный пророки Моисей и Илья. Также изображения лежащих апостолов. Точнее упавших в изумлении от увиденного и услышанного. А услышали они голос господа Бога, сообщивший им: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте»

Небесная евхаристия
Небесная евхаристия

Опуская взгляд с впечатляющих изображений в средней части, мы видим небесную евхаристию, особенностью которой является двукратное изображение Христа.

По обе стороны к Иисусу идут апостолы чтобы принять причастие из рук сына бога, который принёс своё тело и кровь в жертву. С одной стороны, он даёт хлеб, а с другой вино - символы жертвы христовой, которые и сейчас используются во время богослужений на причастие.

И так суть заключается в жертве искупления греха за человечество, ради которого Бог воплотился в сыне человеческом и переходя к остальному сюжету фресок, авторы рассказывают нам, о том, что путь к искуплению будет труден. Через евангелийские сюжеты жизни Иисуса мы это увидим.

Продолжение следует...