В связи с известными событиями, около 50-ти стран (Правительство РФ объявило их недружественными) фактически объявили нам санкционную, торговую и информационную войну. Не считая истерической русофобии и прочих мелких пакостей со стороны отдельных компаний и брендов. На этом фоне текстильная отрасль оказалась наиболее уязвимой, поэтому давайте разберёмся без нагнетаемой паники, в минусах и может быть увидим плюсы.
«Всё пропало, гипс снимают, клиент уезжает!»
Негативные последствия отрасль почувствовала в режиме «немедленно», прежде всего, сказалась как обычно не ситуация, а привычная для россиян паника. То самое – «всё пропало». Скупка гречки, сахара и соли, вместе с ходовыми лекарствами опустошает склады, магазины электроники попрятали технику, чтобы не остаться с пустыми витринами. Закрытие текстильных магазинов вызвало усиление паники под лозунгом «Мне нечего больше надеть!», даже сайт Wildberries упал, не выдержав напора изменения и пополнения заказов и корзин.
Эксперты с юмором относятся к возникшей ситуации, руководители крупного ритейла не намерены увеличивать складские запасы и повышать цены. Одна из ТОП-менеджеров X5 Retail Group Лариса Романовская с улыбкой заметила:
– В начале 2020 года люди скупали ковидную гречку с солью и сахаром, сейчас скупают санкционную, и мы дополнительные закупки отложили. В 2020 обожглись, ажиотаж спал так же внезапно, как наступил, возникли проблемы с перегрузкой складских площадей.
Ценное замечание, высказала Виктория Преснякова (она руководит ассоциацией и СРО аптек России) – «Лекарства скупают спекулянты, надеясь, как и в 2020 нажиться на возникшем дефиците, который исключен. Ко второй середине марта мы поправим логистику, не придётся вводить ограничения типа «в одни руки».
Реакция «чутких» на кризисы рынков очевидна, малейший скачок доллара пробуждает в среднем россиянине «Идеального, универсального потребителя», детально описанного в романе «Понедельник начинается в субботу». К сожалению, паника порождающая хаос бьёт по самым незащищённым секторам и в 2022 это снова текстильная отрасль.
Перечислим основные моменты, нагнетающие обстановку:
- Курсовые колебания валют это крах из-за роста себестоимости [изделий] и потери конкурентного ценового преимущества;
- Инвестиции в российский текстиль остановлены, западные инвесторы сбежали, бросив проекты которые не выйдет довести до ума;
- Проблемы с логистикой разрушили цепочки, создав проблемы типа «там густо, здесь пусто»;
- Привычные каналы сбыта испытывают сбои, кровососы типа «Zara, Nike, Адидас, Пума, H&M и Asos» публично объявили об уходе с российского рынка, заморозив на складах и российский текстиль;
- Россияне дерутся за одежду импортных брендов, поддержавших санкции, поскольку российский текстиль никому не нужен.
Фейки часть информационной войны. На фото реальная давка, 5 марта 2022, г. Белебей. Только ажиотаж связан с 8 марта и Акцией, распродажей плюшевых игрушек «любая за 39 рублей». К «проблемам русского текстиля» подобные фейки отношения не имеют.
Расчёт западных идеологов на немедленное занятие Красной площади палаточными городками типа «кремлейдан» не оправдался. Третью неделю Моська лает всё громче, но уже 98 стран мира видят, что она не так сильна, хоть лает на слона.
Отключение СВИФТ, заморозка резервов, блокировка судов в портах, попытки нарушить логистические цепочки и прочие разнонаправленные (зачастую бестолковые) действия привели к обратному эффекту.
Первичная паника утихает, выясняется, что гипс пока не сняли, хотя клиент, который мог неплохо заработать, уехал.
Плюсы и минусы реалий российского текстиля без паники, в цифре
О колебаниях курса как «главной беде» упомянули, но в начале Пандемии рост был до 34%, если забыли, сейчас всего 28% (в пике 41%) и жёсткие меры регуляторов РФ пресекли спекуляции.
Проблема осталась – курс доллара повлиял на себестоимость, Правительство РФ рассматривает возможность стоимости в USD (с расчётами в рублях) для демпфирования чехарды рублевых цен. С точки зрения бухгалтерий никаких сложностей, в ПО, от SAP и 1С до онлайн приложений заложена мультивалютность взаиморасчётов. Плюс очевиден – ценники перестанут пересчитывать ежедневно, приведя в чувство потребителя.
На росте цен внутри ЕврАзЭС, стран BRICS, отношений с Беларусью, Турцией и арабскими странами колебания курса не скажутся, оборот доллара в этой части менее 15%.
Вывод. Скачок курсовой разницы временное явление, к концу марта последствия будут нивелированы.
Инвестиции остановлены, запущенным проектам грозит крах
Ещё один фейк Запада, как иллюстрация понижения суверенного рейтинга России (ничем не обоснованный, ибо по счетам мы платим исправно, хотя и в рублях).
Статистика на удивление позитивна, хотя частные инвестиции действительно снизились. В смутные времена «кубышка» и «котлета под матрасом» неизменный залог спокойствия.
В начале Пандемии инвестиционный климат был куда хуже, беда пришла внезапно, поэтому два квартала была сложная ситуация. Сегодня, предстоящие сложности (вероятнее всего) были просчитаны заранее, поэтому даже риски инвестиций ниже, чем в 2020. Объём частных инвестиций действительно нулевой (2,3%), однако те, кто «рискует», окажется в большом плюсе.
Проблемы с логистикой в текстиле в целом уже решены (на 15.03.2022)
Нехватка тканей была бы аргументом краха и лихорадки текстильной отрасли, если бы не просьба российских текстильщиков к Правительству РФ объявить эмбарго на поставку тканей из Европы.
Нет доставки, нет оплаты, извини Европа, для тебя восточнее границ Прибалтики больше нет рынка. Пока возмутилась только Италия, там и так протестовали против отказа от показов Юдашкина, до остальных стран ЕС серьёзность последствий доходит с трудом.
А Турция уже наращивает объёмы, Узбекистан готов добавить хлопка сырца, и Поднебесная пересмотрела маршруты.
График показывает максимальные сроки доставки целых контейнеров с учётом всех действующих ограничений и с перспективой после окончания спецоперации в Украине. Открытие СевМорПути сократит поход до Питера до 35 дней, а коридор через Мурманск будет ещё короче.
Главная проблема логистики с 24.02.2022 по 10.03.2022 оказалась не в транспорте, в оплате услуг, и проблема уже решена, юань пришёл на помощь, в том числе Турции.
Уход иностранных брендов опустошил прилавки, россияне скоро будут ходить в шкурах (видимо медвежьих и с балалайками)
Бравые репортажи поддержки бойкота российского рынка от Икеи и прочих Зар с ХэндМ недолго были в новостях Европы. Они улетели, словно Карлсон в форточку, но стоило Правительству РФ объявить о «национализации», и все как один обещали вернуться.
Локализация в рамках импортозамещения хоть тут дала результат, хотя мы и критиковали медленность процесса. Но русские долго запрягают, а едем мы очень быстро.
У Zara арестованы счета, с которых списаны средства в пользу российских текстильных фабрик. Акцептное списание оставило бренду на складах вещи, которые из статуса «на реализации» перешли в разряд «купленные».
H&M заплатит не только сотрудникам (магазинов, складов и распределительных центров) но и суровые пени за ЖКХ. А не надо было рубить с плеча, надо было оплатить электричество, прежде чем быть как все, «кусая руку, которая тебя кормит». Кстати, бренд лишился привилегии вытаскивать из Китая застрявший там ширпотреб из-за конфликта на почве хлопка, собираемого уйгурами.
Остальные бренды пострадали меньше, но ВСЕ, это подчеркнул Президент РФ. Будут ОБЯЗАНЫ, снова купить входной билет на рынок и цены билетов будут назначаться по ситуации.
Жёстко? Да. Несправедливо по отношению к частной собственности? Нет, запад уже отменил это основополагающее право международной юриспруденции.
Отпугнёт инвесторов? Не дождётесь, Саудовская Аравия на выставке Инлегмаш-2022 рассматривает разные перспективы. В том числе присутствует компания Saudi Aramco, которая в России по поводу нефти, но их интересуют и другие инвестиции.
Так что, подводя итоги, заметим – Да, санкционная война и внезапные проблемы привели к потерям у российского текстиля. Но то, что российские текстильщики могут приобрести в результате этого кризиса, намного превышает мизерные убытки февраля – марта 2022.