Фильмов о том, как советские граждане (пленные или разведчики) попадали в немецкие разведывательно-диверсионные школы и становились курсантами, довольно много. Сегодня мы вспомним один из таких советских фильмов.
Фильм 1966 года «В 26-го не стрелять»
Несмотря на скромный рейтинг фильма на сайте Кинопоиска, в 1967 году фильм был одним из лидеров советского кинопроката. В кинотеатрах Советского Союза кинокартину посмотрели почти 33 миллиона человек.
- Рейтинг фильма на сайте Кинопоиска равен 5,4 балла
Фильм режиссёра Равиля Батырова рассказывает о советском разведчике, который становится инструктором немецкой разведшколы, в которой обучаются выходцы из Средней Азии. Кинокартина создана на киностудии «Узбекфильм».
Всё таки умели делать фильмы советские киношники. Да, друзья, Узбекистан тоже был советский! Смотришь на экран и видишь не бутафорский город с массовкой, а настоящий немецкий город и его жителей. Тут и брусчатка, и фройляйн, и фрау, и автомобили того времени, и даже солдат на инвалидной коляске. Названия улиц и магазинов, одежда — всё это создаёт эффект присутствия. Словно машина времени Герберта Уэллса перенесла нас в то тревожное время.
В современных фильмах о войне всё почему-то не так. Денег на фильмы российские киношники тратят много, в фильмах зачастую играют известные актёры. Но каков результат?
Казалось бы, для чего немцам нужны курсанты из Средней Азии? Для чего нужны туркестанцы? Ответ на этот вопрос простой. Немецкая армия отрезала Баку от России. Фашисты прервали путь нефти к нашим заводам и нефтехранилищам. Но нефть всё же идёт. Она идёт по железной дороге. Железнодорожные составы с цистернами доставляют нефть в Россию. И эта дорога идёт через Среднюю Азию. Основная задача диверсантов — взрывать мосты и железнодорожные пути, уничтожать поезда с нефтью. Нужны удары изнутри, с тыла.
Спустя какое-то время после заброски двух групп диверсантов в Среднюю Азию в немецких газетах появляются сообщения о взорванных мостах, о диверсиях, об успехах немецких лазутчиков. Саид Исламбеков получает от немцев новое звание за отличную работу. Но все успехи диверсантов — это лишь игра советских контрразведчиков. Группы обезврежены.
Очень качественно и гармонично в фильме представлены документальные кадры, которые показывают траурные мероприятия в Германии после разгрома немецких войск под Сталинградом. Немцы опускают флаги и знамёна, отдают честь погибшим. И сразу же идут художественные кадры советского фильма.
Сделано это настолько профессионально, что во время просмотра фильма зритель порой не замечает, где заканчиваются документальные кадры хроники и начинаются кадры, созданные советскими кинематографистами.
Погибает Надия, которая помогала нашему разведчику. И ему самому нужно добровольно разоблачить себя. Самому войти в расставленную для советского разведчика ловушку. Нужно убедить немцев, что информация ещё не ушла. Иначе враг отменит операцию, о которой уже знает советское командование. Разоблачить себя… А это значит — конец. И советский разведчик идёт на это.
Если вы не смотрели этот военный детектив, друзья, то посмотрите. Он есть в сети интернета. На этом всё. Подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии.