Рынок литературы кажется маленькой потеряшкой на фоне остальных сфер, затронутых кризисом и санкциями. Если покопаться в статистике, то объем книжного рынка в РФ на 2020 составлял 1.14 млрд.$.
Это в 20 раз меньше американского, в 6 раз — немецкого; в 5 — британского, в 3 раза — французского; в 2 — итальянского; и примерно на одном уровне с турецким. Что несет нынешний кризис представить трудно, но предположения есть. Я собрал наиболее обоснованные суждения.
Бумага как роскошь
Кризис на рынке начал назревать еще в ноябре 2021. Типографии били тревогу из-за подорожания картона и мелованной бумаги: картон прибавил в цене 30%, бумага 18%. Причина роста крылась в желании «картонщиков» заработать на рынках Индии и Китая, где подскочила онлайн-торговля и вырос спрос на упаковку.
На жалобы печатников агрессивно отреагировали лесопромышленники, выгодно торгующие деревом. Они ответили, что рынок все разрулит, а если типографии не могут жить в рынке, то закрывайтесь.
Кто остался у станка?
Кстати, о закрытии. Интерес к печатной книге падает уже давно, что сокращает ряды типографий. На 1 января 2018 года в РФ было 16,3 тыс. типографий, на 1 января 2021 года — 11,5. Падение на 40% за 3 года!
Еще в начале 2022 года издательства предупреждали, что весной ожидают задержек выпуска книг из-за нехватки мощностей и бумаги. Нынешнюю ситуацию тогда и вообразить было трудно.
К чему пришли?
Издательства призывают спасти отрасль. Себестоимость книг из-за падения рубля уже выросла на 30%. При этом все понимают, что книга — это не гречка или сахар. Книгами никто впрок не запасается. Если взвинтить цены, то есть риск вовсе ничего не продать.
Наметились и технические проблемы. Клей, нитки и химические реактивы поставляются из Европы, и материалы заканчиваются.
Потертый глянец
Плохие новости для любителей глянцевых журналов. Европейские компании не хотят поставлять мелованную бумагу в РФ. Уже отказались поляки и финны. Это грозит жестким дефицитом. Есть вариант договориться с Китаем и Кореей, но поставки морем не проходят из-за санкций. Спасение — железная дорога, которая немножечко будет возить из Китая, но потребности рынка это не закроет. Наметились попытки наладить производство в России и Беларуси, но хромает качество и объем.
К чему придем?
Включаем третий глаз, делаем простые выводы
— Стоимость книг вырастет минимум на 30-50%
— Станет больше популярной бизнес-мотивационной литературы. Хороших художественных книг станет меньше
— Просядет качество изданий
— Машем ручкой модному глянцу
— Рост электронных и аудиокниг. Последние могут просесть по качеству — сэкономят на чтецах
Зажали права
Трудности ожидаются и с переводной литературой. Писатели отказываются продавать права российским издательствам. Стивен Кинг и Нил Гейман уже высказались.
Penguin Random House остановил продажи прав в Россию, а это крупнейший мировой издательский конгломерат. Поэтому, если вы с нетерпением ждете выход англоязычного бестселлера, то рекомендую за это время подтянуть английский. Официального перевода можно не дождаться.
«Ничего страшного! У нас величайшая классика Толстой, Достоевский…» Комментировать такое не вижу смысла. Мы с вами прекрасно понимаем, насколько важно читать не только «свое», но и мировую литературу.
Что делать?
Вопрос из одноименного романа Чернышевского актуален как никогда. Советы эксклюзивностью не блещут, но все же.
— Есть смысл привыкать к электронным книгам
— Аудиокниги. У меня Storytel еще работает. Bookmate, Яндекс
— Если планировали что-то купить, то лучше сделать это сейчас. В марте цены еще держатся, но в апреле ждем прыжка вверх
— Стивен Кинг считается одним из самых дружелюбных авторов для начинающих читать на английском))
Поэтому не отчаиваемся, продолжаем любить хорошие книги. На них всегда можно опереться.